БЕЛОРУСНЕФТЬ

Электрический «Уралмаш»

Автор: Алексей СОСНОК / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
253
18.04.2023

Белорусские нефтяники продолжают переводить на электричество буровые станки

Первый электрический «Уралмаш 3Д-86» компании «Белоруснефть» уже показал себя в деле. С помощью этой буровой установки построена скважина № 307 Осташковичской площади.

К сети электроснабжения впервые в «Белоруснефти» подключена модернизированная под электротягу установка «Уралмаш 3Д-86».  В арсенале «Белоруснефти» 16 комплектов обычных «3Д» станков.

Денис Закружный, начальник управления скважинных технологий и сервиса центрального аппарата:

Их основное оборудование работает от дизельных двигателей, жестко связанных с трансмиссией. Чтобы от буровых насосов, лебедки и ротора добиться нужных характеристик, используется принцип группового привода из двух-трех силовых агрегатов. Это ограничивает возможность плавного регулирования скорости и мощности. Поэтому полностью реализовать программы с концепцией проводки скважин в форсированных режимах, труднодостижимо.

При использовании автономного насосного блока для прямого привода только лебедки, ротора и двух буровых насосов нужно семь дизельных двигателей. А чтобы на буровой был свет, работали система очистки, центробежные насосы и другое оборудование – еще три дизельных генератора. Итого, в составе «Уралмаш 3Д-76, 86» насчитывается уже десять двигателей. Понятно, что и расход солярки при таком раскладе будет очень высокий. В российских компаниях станки с дизельным приводом переводят на электротягу. По такому же пути идут и в «Белоруснефти». Проекты по замене дизельного привода электрическим есть у компании «Уралмаш НГО Холдинг». Белорусские нефтяники решили остановиться на этом производителе, к тому же, являющемся конструктором установок типа «Уралмаш 3Д-76, 86».

В чем же техническая особенность электрического «Уралмаша»? За разъяснениями мы обратились к главному энергетику-начальнику управления энергетики центрального аппарата «Белоруснефти» Максиму Любимову:

Здесь привод лебедки, ротора и насосов запускается при помощи электричества. Переход с дизеля на электродвигатели дает широкий диапазон регулирования скорости и мощности привода. Их можно точно установить, в соответствии с режимами проводки скважины. Управляются системы и механизмы джойстиком из кабины бурильщика. Параметры выводятся на операторские панели.

Суммарная электрическая мощность этого станка выше, чем у Drillmec.

В реализации проекта участвовали специалисты подразделений «Белоруснефти»: управления скважинных технологий и сервиса, энергетики центрального аппарата, Светлогорского управления буровых работ, Вышкомонтажного управления, ГП «Белоруснефть-Промсервис», НГДУ «Речицанефть», а также коллеги из «Уралмаш НГО-Холдинг».

Испытать электростанок в деле доверили буровикам из бригады № 13 под руководством мастера Ильи Ковалёва. Той самой, которая 8 марта установила новый рекорд суточной проходки – 664 метра.

Бригада № 13 под руководством мастера Ильи Ковалёва, которая 8 марта установила новый рекорд суточной проходки – 664 метра. Бригаду наградили. Кубок и диплом коллективу вручили прямо на скважине заместитель генерального директора «Белоруснефти» по производству Денис Воробьёв, заместитель начальника УСТиС Василий Богач и главный инженер СУБР Павел Тёмкин.

Внешне электрический «Уралмаш» ничем особо не отличается от своего дизельного собрата. Та же вышка и основание.

Выдает новинку линия электропередачи, трансформаторная установка и отсутствие дизельного блока. А еще на буровой… тихо. Нет привычного гула мощных дизелей и запаха паров отработанного дизтоплива. Отличие еще и в том, что здесь появилась кабина бурильщика.

Впечатлениями от модернизированной техники поделился Евгений Прач, бурильщик, специалист с 10-летним опытом работы, три из которых трудился на Севере:

По сравнению с обычным «3Д» – небо и земля. Удобнее в управлении. Можно плавно регулировать множество параметров. Помогает система безопасности с автоблокировками, контролирующая действия бурильщика от нижней до верхней точки ротора. Она способствует упреждению нештатных ситуаций. А это нивелирует пресловутый человеческий фактор. Комфортное рабочее место: кресло, джойстик, мониторы, видеонаблюдение, кондиционер.

А вот мнение координатора работ на 307-й Осташковичской – ведущего инженера службы по супервайзингу бурения НГДУ «Речицанефть» Алексея Кисенко:

Этот станок – то направление, которое стоит развивать. Особо отмечу, на этой установке СУБР не выбрал лимит ремонтного времени. У меня такое впервые за 5 лет работы супервайзером. Также, благодаря грамотному планированию, профилактическим работам и слаженному труду, СУБР за время бурения скважины не имеет ни одного часа непроизводительного времени. Это дорогого стоит. Новый станок по сравнению с обычным «Уралмаш 3Д», как «Жигули» и «Мерседес». Считаю, такие установки должны приходить на смену обычным «3Д».

Ожидаемый годовой объем потребления электроэнергии первым электрическим «Уралмашем» составит более 3 миллионов кВт·ч. Учитывая, что электроэнергия идет от собственных источников генерации, это снизит стоимость строительства скважин и уменьшит углеродные выбросы.

 

0
253

Комментарии отключены.

Читайте также