Электромобиль

Каково быть владельцем электромобиля?

Автор: NEFT.by / фото из личного архива Ильи ТРОЩЕНКОВА/ NEFT.by
0
523
14.05.2022

Узнали все подробности у коллеги-электромобилиста

Критерии выбора, плюсы и минусы эксплуатации и особенности Geely Geometry A. Инженер-программист «Связьинформсервиса» Илья Трощенков более полугода – обладатель электрокара. Об экономичности и энергоэффективности такого транспорта – обзор на NEFT.by

Почему вы решили купить электромобиль?

– Причин было несколько. Во-первых, предыдущий автомобиль начал отнимать много времени. Мне в удовольствие заниматься ремонтом в гараже, но семья была не очень рада такому повороту событий. Во-вторых, постепенно все шло к чему-то более экономичному: бензин – дизель – турбо-дизель. Стал искать авто, у которого расход был бы менее 4-х литров топлива на 100 километров. Вариантов нашлось немного – гибриды, либо Prius, либо Ioniq. Но в 2020 году заинтересовался темой электромобилей. Подумал, зачем 2 двигателя в одной машине, стоит ли идти по пути усложнения? Вывод: чем проще, тем надежнее. Третьим и окончательным аргументом в пользу электрокара стала нулевая ставка на таможенную пошлину до конца 2021 года, к тому же возле дома поставили зарядные станции.

Кстати, на уровне подсознания возникла еще тема экологии, не хотелось дышать выхлопными газами, заезжая и выезжая с дачного участка, раз уж приехали на природу.

По каким критериям выбирали электромобиль?

– Основной критерий – год выпуска. Чтобы можно было эксплуатировать еще хотя бы лет 7–8. Новый электромобиль был бы идеальным вариантом, но самый большой минус – высокая цена. Следующий критерий – дальность пробега на одном заряде. Обычно ежедневные пробеги у меня не превышают 150–200 километров, но несколько раз в год ездим семьей на дальние расстояния, поэтому искал такой электрокар, чтоб заряда хватало на более чем 300 километров.

Важным был и вопрос сервиса – наличие в Беларуси официального представителя. Все-таки электромобили пока, скорее, редкость и, если что-сломается, на авторынке нужные запчасти так просто не купишь. Остальные критерии такие же, как и для покупки автомобиля, минимальный пробег, не битый.

Плюсы и минусы электромобиля при эксплуатации?

– Среди плюсов, безусловно, экономия по сравнению с предыдущей машиной. Примерно в 2 раза, даже зимой. Кстати, именно в этот период я ощутил, что такое не беспокоиться о том, какое топливо у тебя залито – зимнее, летнее, Арктика. Машина заводится всегда. Кузов и капот машины всегда холодный, поэтому после ночного снегопада, на машине не образуется наледей, ее легче чистить. Работает почти бесшумно, в холода салон прогревается быстрее, чем машина с ДВС, хороший крутящий момент на любой скорости, наличие автопилота, хотя в полной мере использую его очень редко, минимум расходных и сменных запчастей, материалов, почти нулевой износ тормозной системы. Зима у меня прошла с электромобилем. Как результат – забыл о тяготах эксплуатации машин с ДВС в этот период.

Из минусов отмечу необходимость соблюдать график зарядки. Хотя, если есть розетка в своем доме или зарядный столбик рядом с местом парковки, то это совершенно не проблема. Головная боль всех электромобилистов – занятые зарядные места на парковках машинами с ДВС. И, по моим наблюдениям, недостаточное количество зарядных станций, особенно за пределами МКАД. А еще следует всегда помнить, что самое уязвимое место в электромобиле – это батарея, которая находится в районе днища, поэтому «сесть на пузо» на ней нельзя.

– Какие особенности у вашего электромобиля?

– Из особенностей моей модели – Geely Geometry A, могу отметить, что пришлось менять китайский зарядный порт GB\T на CHAdeMO и язык мультимедиа, тоже китайский. Но, с этим я планирую в ближайшее время разобраться. Учитывая, что это первые модели 2019 года выпуска, есть некоторые моменты в алгоритме работы машины, которые хотелось бы поправить. В моделях Geometry A Pro и Geometry C производитель уже внес соответствующие изменения.

Хорошее подспорье для владельцев электротранспорта – это наличие зарядной станции в тех местах, где машина находится долгое время. Например, возле дома или работы. На мой взгляд, оптимальным решением было бы установить зарядные станции на парковках возле наших офисов, нефтебаз. В общем и целом, машиной доволен, жду лета, когда будет больше поводов попутешествовать и получить больше положительных эмоций от владения «электричкой».

Чтобы любой желающий мог сделать выводы об особенностях электромобиля, Илья Трощенков поделился с читателями NEFT.by собственной статистикой эксплуатации электромобиля за полгода:

А также сделал подробную расшифровку.

пункт 1 – период за который производился сбор данных и их расчет;

пункт 2 – месячный пробег в километрах;

пункт 3 – суммарное количество электроэнергии, затраченной на зарядку автомобиля. Данные брались из приложения Malanka и по индикатору собственного зарядного устройства, в зависимости от способа зарядки;

пункт 4 – суммарное количество электроэнергии, накопленной в батарее автомобиля. Данные получал по разнице в процентах до и после зарядки, с учетом полной емкости аккумулятора;

разница между пунктами 3 и 4 отражает потери электроэнергии в инверторе автомобиля, потери на подогрев/охлаждение батареи во время зарядной сессии, а также в зарядной станции и соединительных кабелях;

пункт 5 – энергоэффективность автомобиля «брутто», для расчета взяты значения из колонки 3. Как правило данный показатель производители не приводят, так как он зависит от частных случаев эксплуатации и методов зарядки;

пункт 6 – основной критерий экономичности автомобиля, который приводит производитель и выводится на приборную панель автомобиля. Для справки, в этой модели автомобиля показатель расхода, при котором достигаются паспортные данные дальности пробега на одной зарядке составляет 12,2 кВт/100 км. При таком значении, на одной зарядке автомобиль может проехать 410 километров (при условии отсутствия деградации батареи);

пункт 7 – исходя из среднего значения удельного расхода (пункт 6), рассчитан потенциальный пробег на одной зарядке. Сравнивая эти значения с 410 километрами, можно прогнозировать на сколько упадет запас хода электромобиля в зависимости от сезона;

пункт 8 – затраченная на зарядку автомобиля сумма в рублях. Она не будет коррелироваться с количеством киловатт потраченных в каждом месяце. Дело в том, что сейчас у меня есть возможность заряжаться от разных источников (розетка в гараже, на даче, бесплатная зарядка «Евроопт», кемперная стоянка на АЗС, медленная или быстрая зарядка Malanka), в зависимости от удобства и времени, которым я располагаю. Определенной системы в зарядке у меня нет. Хотя есть общие и важные принципы, которыми я, как и большинство владельцев электротранспорта, руководствуюсь;

пункт 9 – количество зарядных сессий за период эксплуатации. Вверху указаны суммы п. 8 и 9. По общей сумме, затраченной в рублях, могу привести пример, что при аналогичном пробеге и без учета повышения цен на дизельное топливо, предыдущая машина, которая потребляла примерно 5 литров на 100 километров, я бы потратил на топливо 1 262 рублей. По количеству зарядок можно судить о том, как быстро наступит ощутимая деградация батареи – 80 % от первоначальной емкости. Как правило, современные батареи, оснащенные системой управления BMS, до 80 % деградируют при достижении 1000-3000 зарядок. На этот счет есть научные публикации, которые показывают, как лучше всего эксплуатировать батарею;

пункты 10 и 11 – соответствуют п. 5 и 6, но выражены в американском стандарте – сколько автомобиль затратил ватт на преодоление одной мили. Эти данные я вывел для сравнения с популярными марками.

В апреле прогнозируемый запас хода на одной зарядке уменьшился, хотя, казалось бы, не должен был. В моем случае, у такой «нестыковки» есть две причины. Я сменил зимнюю резину вместе с дисками c 16 дюймов на родную летнюю резину 18-ти дюймового размера. Это общепризнанный факт, что колеса большего размера увеличивают расход заряда. А вторая причина, мы стали больше эксплуатировать наш электрокар для перевозки всей семьи и транспортировки большего количества тяжелых вещей – начало дачного сезона.

0
523

Комментарии отключены.

Читайте также