КРУГОЗОР

501
07.04.2022

Инженер-электроник Виктор Карпов убедился в этом лично

Его можно осмотреть с двух сторон, покататься на качелях на краю обрыва и сделать фото на выступающей скале. На осмотр каньона Виктор Карпов выделил 2 дня из своего путешествия в Дагестан и совершенно не пожалел об этом. Подробнее на NEFT.by

Сулакский каньон – самый глубокий в Европе и один из самых живописных в мире. Кстати, он глубже чем Гранд Каньон в Колорадо. Максимальная глубина главной достопримечательности Дагестана 1920 метров, глубже только каньон Котауси, который находится на территории Перу.

У каньона есть две стороны, по обеим из них можно проехать. Одна – это гравийка по горному серпантину, а вторая там, где находится поселок Дубки. Я проехал и там, и там.

«Главрыбу» можно считать отправной точкой. Для тех, у кого есть время и желание, можно двинуться по правой стороне каньона. Местные продают мини-тур, который подразумевает путешествие на джипе с комфортом, если при езде по гравийке вообще можно применить слово «комфорт».  А можно рискнуть и попробовать проехать самостоятельно. Мы взяли в аренду машину.

И почти сразу уперлись в КПП Миатлинской ГЭС с кучей вооруженной охраны. «А можно ли здесь проехать?» – спросили мы, припарковав машину на обочине. «Конечно, если вы хорошие люди и не мусорите на природе», – ответили нам на КПП. «Да мы вообще самые лучшие, мы не только не сорим, но даже убираем чужое», – ответили мы, и после досмотра машины нас без проблем пропустили.

Кстати, возле «Главрыбы» и самого КПП есть ушлые товарищи, которые берут с туристов 1000 рублей за то, что якобы договариваются с охраной о пропуске автомобиля. Поэтому будьте бдительны и знайте, что проезд здесь совершенно бесплатный.

После КПП выше виден тоннель, за которым дорога расходится, одна часть идет к ГЭС, другая перестает быть асфальтированной и превращается в серпантин-грунтовку, идущий в гору. Разумеется, к ГЭС никто не пустит. Поэтому остается только дорога наверх по серпантину. Немного взобравшись в гору, попадаешь на смотровую площадку, с которой открывается вид на Миатлинскую ГЭС.

До плотины все залито водой из реки Сулак, и благодаря этому каньон смотрится очень красиво и живописно.

Если двигаться по серпантину далее, то можно доехать до села Зубутли. Собственно, сюда и везут туристов для того, чтобы покататься по каньону на лодках. Сколько это стоит я не знаю, так как вниз мы не спустились. Сейчас об этом немного жалею. Зато покатался на одной из качелей прямо на краю обрыва.

Стоит ли по гравийке, по горному серпантину ехать сюда специально? Если у есть время, то, думаю, да. В целом дорога более-менее нормальная.

Назад от Зубутли до КПП ГЭС дорога заняла примерно 40 минут. И мы отправились в более популярное место осмотра каньона – поселок Дубки, который в свое время построили специально для энергетиков.

Сюда мы попали уже ближе к вечеру, и забронировав номера в гостинице поехали на смотровые площадки, благо до них можно без проблем добраться на машине.

Здесь уже есть признаки цивилизации: палатки с едой, кафе. За определенную плату можно заказать 3D съемку на фоне гор.

Если располагаете временем и желанием, то можно выйти за пределы обустроенной площадки и пройтись вдоль каньона. Я бы даже посоветовал сделать это. Нетронутая природа, скалы – все смотрится намного живописнее, чем рукотворный бетон.

Внизу виднеются маленькие, как будто игрушечные, лодочки, которые катают туристов.

Мне здесь настолько понравилось, что не поленился встать пораньше и приехать в это место еще раз. Утром было уже немного пасмурно и проплывающие под моими ногами облака только увеличивали эпичность этого места.

Чуть позже мы посетили еще одну смотровую площадку, которая находится на территории, где в советское время был испытательный полигон ветряных станций. Это место располагается примерно в 5 километрах от Дубков.

На мой взгляд, виды на Сулакский каньон здесь одни из самых лучших. Очень хорошо видна Миатлинская ГЭС.

Но буквально за несколько минут на гору сели облака, и мы оказались в очень густом тумане. Облако, как будто налезло на гору из каньона, повисело минут 5, а потом ушло назад к реке.

Еще здесь мы увидели лошадей, которые паслись совершенно самостоятельно в небольшом лесу.

Затем мы двинулись к следующей смотровой площадке рядом с Чиркейской ГЭС. Как правило, она входит в обязательную часть тура по Сулакскому каньону. Сама площадка не слишком большая, но виды с нее очень красивые.

А еще здесь можно сделать фото на выступающей скале. Я, конечно, сделал. Вот такой он, Сулакский каньон – красивый, могучий. Однозначно это – достопримечательность № 1 в Дагестане. Мое мнение, побывать здесь и не посмотреть сам каньон непростительно.