КРУГОЗОР

Телецкое озеро – место, куда хочется вернуться

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ / фото автора/ NEFT.by
0
260
25.11.2021

Мотопутешественник Александр Дежкунов о том, чем манит жемчужина Горного Алтая

Телецкое озеро – одна из главных достопримечательностей Алтая. Его называют младшим братом, или уменьшенной копией Байкала за красивейшие виды, чистую прозрачную воду и вытянутую форму при большой глубоководности. Добраться сюда можно по воде, либо на личном транспорте, свернув с Чуйского тракта. Александр Дежкунов выбрал второй вариант. Все подробности на NEFT.by

Цивилизация в окрестностях Телецкого озера добралась только до северной его части – села Артыбаш, Иогач и близлежащие районы могут предложить туристам весьма комфортный отдых. Любителей путешествий же манит достаточно дикий южный берег Телецкого озера, попасть на который можно двумя путями – по озеру на отправляющихся от Артыбаша паромах, теплоходах и катерах, либо на личном транспорте, свернув с Чуйского тракта в селе Акташ и преодолев около 170 километров дороги не самого лучшего качества. Именно второй вариант и является предпочтительным для большинства авто- и мотопутешественников.

Телецкое озеро – естественно возникший водоем на северо-востоке Алтайских гор. Входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в составе комплексного объекта «Золотые горы Алтая». Высота над уровнем моря – 434 метра. Местные жители называют озеро Алтан-Коль, что в переводе означает «золотое озеро». Также его часто называют младшим братом Байкала за красоту и высокое качество пресной воды.

С развитием паромного сообщения между северным и южным берегами, любители самостоятельных путешествий все чаще планируют свой алтайский маршрут по кольцу, позволяющем за одну поездку охватить все красоты Чуйского тракта и Телецкого озера. Остается лишь выбрать направление движения – по часовой стрелке (если взглянуть на карту и точкой отправления определить Горно-Алтайск) или против.

Большинство выбирает второй вариант, который и отражен в данной статье. А есть ли разница между двумя вариантами, и в чем конкретно она заключается – далее по тексту.

Об участке Чуйского тракта до села Акташ мы рассказали в предыдущей статье. Сворачиваем в Акташе с тракта в направлении Улагана и забываем о хорошей дороге. До села Улаган асфальт не лучшего качества чередуется с гравийкой.

Улаган – достаточно крупное село, где можно перекусить в кафе либо пополнить запасы продовольствия.

После села асфальт заканчивается. Вдоль основной гравийной дороги на некоторых участках накатаны альтернативные грунтовки, ехать по которым куда комфортнее.

Подъезжаем к основной местной достопримечательности, которая для многих и определяет (с учетом типа транспортного средства) направление всего путешествия. Перевал Кату-Ярык. Перевал имеет гравийное покрытие, малую ширину проезжей части (на некоторых участках 2 автомобиля не разъедутся) и приличный уклон.

Кату-Ярык – перевал на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяженностью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Он является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром, и единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера. Кату-Ярык появился в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на ЮБТО можно было только водным путем либо конными тропами.

В сухую погоду спуск с перевала возможен на любом транспортном средстве. Проблемы для мотоциклов могут быть разве что на последнем, самом нижнем участке, имеющем неровности, рыхлое покрытие и самый большой уклон. Даже при полностью выжатых тормозах колеса местами сползают вниз по покрытию, а защита двигателя цепляет дорогу.

В дождь же спуск на автомобиле вызовет определенные сложности, а на мотоцикле будет вряд ли осуществим без падений – колеса моментально уйдут в сторону на превратившимся в подобие глины покрытии. Гораздо интереснее дела обстоят с подъемом, который по определению почти всегда сложнее спуска. Для многих, спустившихся с перевала на моноприводном автомобиле и возвращающихся той же дорогой обратно, подъем становится уже непосильной задачей. Данной категории путешественников на помощь приходит услуга эвакуатора. За 5 тысяч российских рублей трактор затянет ваш автомобиль наверх. Подняться на перевал во время дождя можно только на внедорожнике или кроссовере с полным приводом. В принципе такие же рекомендации по комфортному покорению перевала и в сухую погоду. Успех на легковом автомобиле с моноприводом или мотоцикле в большей степени будет зависеть от мастерства водителя.

Насколько дорога до села Балыкча вытрясает всю душу гравийным покрытием, настолько радуют окружающие виды.

Вот и небольшое село, расположенное недалеко от ЮБТО на берегу реки Чулышман. Несмотря на приличное количество путешественников, проезжающих через село транзитом в разгар туристического сезона, на жизнь Балыкчи это нисколько не повлияло. Здесь нет обилия турбаз, гостиниц. Обычное, характерное для российской глубинки, село.

Но в этом и есть его преимущество для определенной категории отправившихся на Алтай туристов. Отдохнуть от суеты и людей вдали от цивилизации, поудить в тишине хариуса. Определенно, здесь стоит остановиться на несколько дней, если позволяет время.

Местные условия проживания комфортом, естественно, не балуют, но за 1000 российских рублей в сутки можно получить кров над головой.

От Балыкчи до ЮБТО самый разбитый участок дороги. Увеличенный клиренс (расстояние между низом транспортного средства и дорогой) здесь определенно рекомендуется. Плюс на мотоцикле следует внимательно объезжать обильные следы жизнедеятельности крупного рогатого скота. После проезда ворот, расположенных за Балыкчей, необходимо вернуть их в исходное состояние для сохранности того самого скота.

Телецкое озеро встречает своей безмолвной красотой.

Уж в чем в чем, а в дровах на пляже недостатка нет.

Услуга паромов по перевозке автомобилей и мотоциклов достаточно популярна на Телецком озере. Несмотря на внушительную стоимость – переправка автомобиля с южного берега на северный либо обратно обойдется в 15–16 тысяч российских рублей, мотоцикла – в 5–6 тысяч – в сезон здесь даже очереди. Бронировать место желательно как минимум за пару недель до отъезда. Ко времени прибытия паромов количество автомобилей на берегу увеличивается.

Следующие 5–7 часов, за которые паром, в зависимости от его размера, преодолевает 70-километровое расстояние от ЮБТО до Артыбаша, можно отдыхать и наслаждаться видами озера.

Северный берег встречает цивилизацией. Причаливают паромы в селе Артыбаш. В северной части Телецкого озера берет свое начало крупная река – Бия. Исток Бии находится у моста, соединяющем село Артыбаш с расположенным на противоположном берегу селом Иогач. С моста открывается панорама на оба населенных пункта.

Села Артыбаш и Иогач – отличные места для отдыха. По восприятию и формату весьма напоминают Чемал. В наличии шикарные виды природы, возможность организовывать досуг на свое усмотрение, например, рафтинг или конные прогулки, достаточно развитая инфраструктура. В качестве бонуса – красивейшее Телецкое озеро, по которому организовывают различные водные прогулки, в том числе и на южный берег. Стоимость около 1500 российских рублей за человека.

Что касается проживания, то условия и стоимость также весьма схожи с Чемалом.  За 1400 рублей в сутки был снят двухместный номер с удобствами снаружи. Однако окружающие виды за чашкой кофе с лихвой компенсируют все бытовые лишения.

Ложкой дегтя может стать разве что транспортная составляющая в виде 160 километров дороги от Горно-Алтайска до Артыбаша с откровенно разбитыми участками.

И, тем не менее, вряд ли хоть что-то сможет омрачить впечатления от Телецкого озера, которое отлично подойдет для 2-3-недельного отпуска.

Горный Алтай предоставляет широкие возможности для разностороннего отдыха с учетом личных предпочтений. А его природа вряд ли кого-то оставит равнодушным. Поэтому планируйте, приезжайте и наслаждайтесь.

0
260
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также