КРУГОЗОР

На вершине Эльбруса

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора / NEFT.by
0
426
02.09.2021

Как геофизик-путешественник Алексей Драпеза отметил 55-летие «Белоруснефти»

Это путешествие и восхождение на Эльбрус он планировал 2 года назад. Подняться на высочайшую вершину Европы, преодолеть себя и поздравить компанию «Белоруснефть» на высоте 5 642 метра над уровнем моря. Алексей Драпеза о том, что мечты сбываются.

Зачем люди ходят в горы? Я не раз задавался этим вопросом. Конечно, здесь очень красиво. Но за потрясающими горными пейзажами не видно тех трудностей, которые приходится преодолевать на пути к вершине.

Любое восхождение начинается с высотного трекинга и акклиматизации. Необходимо подготовить организм к высоте и предстоящим физическим нагрузкам. Восхождение на Чегет и снежно-ледовые занятия на склонах Эльбруса до высоты 5 100 метров – стали тренировкой, позволяли понять, дойдешь ли ты до вершины. После них я был в полной уверенности в своих силах. Теперь все зависело от погоды, чтобы она не подвела в день штурма.

Подъем в горы мы чередовали с прогулками у их подножья. Например, день наслаждаемся красотами, другой – трудимся на снежном склоне Эльбруса. Подготовка к покорению на высочайшую вершину Европы разбивается на несколько дней неспроста. Погода в горах настолько переменчива, что запланировать дату восхождения нереально. Например, за 12 дней пребывания в Приэльбрусье синоптики каждый день обещали дожди, но по факту мы застали всего один. Станция Горабаши – отправная точка старта наших снежно-ледовых занятий и радиальных выходов, на которых мы поднимались до определенной высоты и возвращались в точку старта. Расположена на высоте 3 800 метров.

Радиальный выход – небольшой, относительно всего маршрута, участок пути с возвращением в ту же точку.

Добраться до станции «Горабаши» можно и пешком, но штурм при этом затянется по времени. Поэтому, чтобы сберечь силы и время, мы решили воспользоваться канатной дорогой. Она начинается у поляны Азау, состоит из 3 очередей. Первая – до станции «Кругозор» (3 000 метров), вторая – до «Мира» (3 500 метров), третья – до станции «Горабаши» (3 780 метров). Канатная дорога на Эльбрусе считается самой высокой в Европе. А дальше уже только пешком или на ратраке.

Первый радиальный выход мы совершили на третий день нашего пребывания в Приэльбрусье – от станции «Горабаши» до «Приюта 11». Набор высоты 320 метров. На снежной тропе мы тренировались хождению в альпинистских кошках (специальные накладки на ботинки) и учились пользоваться ледорубом.  И то, и другое – незаменимые помощники на горе, которые в критической ситуации задержат от падения со склона и помогут сохранить тебе жизнь.

От «Приюта 11» открывается грандиозная панорама гор Центрального и Западного Кавказа. На севере в хорошую погоду видны обе вершины Эльбруса, одетые в снежные шапки. На востоке, юго-востоке и юге – Главный Кавказский хребет и его северные отроги.

Тренировочные занятия – это отличная возможность оценить все величие гор и насладиться их красотой в полной мере при дневном свете, ведь сам штурм приходится на глубокую ночь, когда стоит полнейшая темнота.

Следующий радиальный выход мы совершили на скалы Пастухова и ледовое поле до высоты 5 100 метров.

Скалы Пастухова – каменная гряда, расположенная на южном склоне Эльбруса. Она получила свое название в честь российского альпиниста и военного топографа Андрея Пастухова, занимавшегося изучением кавказских гор.

Обычно этот выход совершается до высоты в 4 800 метров. Но наше контрольное время было – 14.00. Для того, чтобы успеть спуститься к канатной дороге, которая закрывается в 16.00. После преодоления этого рубежа, у нас остались силы, и мы вышли на ледовом поле. Сначала до заброшенного ратрака на высоте 4 900 метров, а затем замахнулись на 5 100 метров, добрались до конечной остановки ратраков, водители которых шутили, что так можно и до вершины махануть. Но главный штурм, конечно, мы оставили на другой день.

По пути на ледовых полях учились самозадерживанию при падении с помощью ледоруба и отработали хождение в кошках по ледяному склону.

Спустя 10 дней акклиматизации и жизни в горах организм уже был готов к восхождению выше отметки 5 100 метров. День штурма долго не выбирали, просто дождались хорошей погоды и вышли на Эльбрус. На последнем рейсе канатной дороги поднялись в приют «Бочки» для ночевки перед штурмом. Хотя поспать не удалось, слишком много мыслей и переживаний.

На штурм вышли в 23.00, вокруг белое безмолвие. Безветренная ночь и тропа, освещаемая лунным светом, сулили нам благоприятный исход. Погода здесь – это ключевой фактор успеха при восхождении.

Отходя от приюта, теряешься в пространстве. Вокруг ничего не видно кроме светового круга от фонарика, освещающего собственные ботинки в кошках, сверкающего снега и спины гида. Я шел и пытался понять, где нахожусь. Все было погружено в кромешную тьму. Казалось, что мы идем бесконечно. Время тянулось, от однотонных шагов начало клонить в сон. Шаг – вдох, шаг – выдох, словил темп, движемся дальше. Непонятно, сколько уже идешь и сколько еще осталось. Полная неизвестность. Стало понятно, где находишься только на конечной остановке ратраков, высота 5 100 метров достигнута.

Далее начинается не хоженый до этого этап, его называют «Косая полка». Самый сложный и опасный участок. Обычно его начало стараются проходить траверсой из-за крутого подъема, мы же пошли потихоньку, но, как говорится «в лоб». Идем по склону восточной вершины Эльбруса до высоты 5 370 метров, где попадаем в седловину между двух вершин.

Тропа всего 40–50 сантиметров в ширину, нет возможности сделать привал, приходится преодолевать этот участок без отдыха. Есть риск сорваться и скатиться вниз по склону, поэтому передвигаемся крайне осторожно и без лишних телодвижений. Прохождение «Косой полки» выпало на ночь, лишь подходя к седловине начинает рассветать, можно увидеть редкое и красивое явление – тень от восточной вершины Эльбруса. Для себя отмечу, что этот участок дался мне легко, наверное, именно потому, что пришелся на ночь, при дневном свете думаю, дух бы захватывало в прямом смысле. По ощущениям довольно холодно, но чем ближе светотеневая граница, тем становится теплее.

С рассветом добавилась новая сложность, надевать специальные рукавицы-верхонки после того как сфотографируешь горные красоты. Потихоньку мы вошли в седловину. Высота 5 370 метров достигнута. Здесь недолгий привал, и снова штурм следующего участка.

«Перила» – участок крутого набора высоты, по тропе натянуты тросы вдоль тропы, где нужно применять страховочные веревки. На мой взгляд, самый сложный участок. Из-за крепления карабинов самостраховки на уровне ног, начинает «закипать» голова, морально трудно себя настроить на штурм. Тяжелее и организму. На высоте каждое лишнее и неправильное телодвижение может стоить тебе жизни. Я видел, как плохо было людям, кого-то вниз провожал гид, а кто-то просто лежал в снегу из-за внезапно подкравшейся горной болезни. «Перила» благополучно пройдены. Впереди не менее интересный участок.

Финальный рывок – «Плато» или тропа зомби. Такими эпитетами этот участок наградили из-за особенности его прохождения. Сбросив с себя штурмовой рюкзак, взяв только знамя, идешь навстречу счастливым людям, достигнувшим вершины, поздравляешь их, как полагается, с горой. Здесь главное не спешить и ровно дышать, хотя последнее дается с трудом из-за волнения. Впереди виднеется та самая вершина.

На часах 8.22, спустя 9,5 часов штурма и 11 километров пути с набором высоты я стою на вершине Эльбруса. Чувство радости переполняет, до этого момента я не чувствовал ничего кроме замерзающих пальцев ног и рук при вынужденных остановках на штурме. Вокруг нереальная красота, и это абсолютно точно стоило каждого шага, который давался порой титаническим трудом.

Каково было удивление встретить здесь на высоте 5 642 метров рыжую лису. В горах дикие звери редко поднимаются выше 2 000 метров, а эту приручили альпинисты и дали ей кличку Муха. Лиса не прочь, чтобы ее подкармливали, так и живет на Эльбрусе. Оказывается, эта лиса стала живым символом вершины, у нее даже есть свой аккаунт в Инстаграме.

Дальше предстоял долгий путь вниз к приюту, также очень непростой. Сказывалось низкое содержание кислорода, бессонная ночь и общая усталость.  Да и спускаться, на мой взгляд, гораздо тяжелее.

Еще один день среди облаков прожит, и до сих пор сложно осознавать, что я это сделал. Когда планировалось это путешествие 2 года назад, я точно знал, что будет нелегко, но, это меня не останавливало. Я просто не мог подвести ожидания и веру в меня родных, близких, друзей и знакомых. И я сделал это.

Свое восхождение на высочайшую вершину Европы я посвятил своей дочери, которая появилась на свет в 2020 году, Управлению промыслово-геофизических работ, где я тружусь, и компании «Белоруснефть», отмечающими в этом году 55-летие образования. И теперь я точно знаю, что счастье в детях, в горах и любимой работе.

0
426
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также