БЕЛОРУСНЕФТЬ

Правильное питание. От электричества

Автор: Алексей СОСНОК / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
281
21.06.2021

В «Белоруснефти» стали активнее использовать электроэнергию для бурения

Перевод механизированного фонда буровых станков с дизель-генераторных установок на электротягу теперь в приоритете. В компании считают это рациональным. Такой подход положительно влияет на конкурентоспособность продукции, устойчивость и стабильность экономических показателей. Поэтому количество подключаемого к электричеству технологического и периферийного оборудования увеличивается. Такой рост наблюдается с 2020 года.

К тому же, уже почти 15 лет существует сеть собственных источников генерации, которая постоянно расширяется. Работает она на местных видах топлива и на возобновляемых источниках энергии.

Антон Серебренников, главный инженер – заместитель генерального директора «Белоруснефти»:

Задача по подключению буровых установок к внешним сетям электроснабжения была поставлена для снижения операционных затрат на бурение и, соответственно, конечной стоимости строительства скважин для НГДУ «Речицанефть». Сейчас она успешно решается. Использование электротяги позволяет увеличить потребление собственной электроэнергии, выработанной на блок-станциях Белорусского газоперерабатывающего завода, снизить потребление светлых нефтепродуктов. Уменьшается количество вредных выбросов от дизель-генераторных установок при строительстве скважин, что соответствует экологической политике нашей компании.

Первые электробуровые

Переход на «электрические рельсы» начинало Светлогорское управление буровых работ. К подключению буровых станков к сетям внешнего энергоснабжения приступили осенью прошлого года.

Первым стал унифицированный «Уралмаш 3Д-86», подключенный к внешней сети на скважине № 68 Северо-Домановичского месторождения. Так «Белоруснефть» вступила в эпоху электробуровых.

Спустя месяц пару «электрическому» «Уралмашу» составил АРС-250 на 302-й Осташковичской. А на скважине № 19 Карташовского месторождения к электросети подсоединили эшелонный Drillmec.

Линейка электрифицированных станков охватывает все имеющиеся в СУБРе модели буровых установок. Такой результат достигнут благодаря эффективной работе всех задействованных структурных подразделений, отделов и служб Центрального аппарата. Переводу станков на электротягу предшествовала большая подготовка. Задачи решались комплексно. НГДУ «Речицанефть» и СУБР занимались предпроектной проработке. Документацию по подключению установок к внешнему энергоснабжению подготовили в БелНИПИнефть. Электромонтажные работы выполнили специалисты Вышкомонтажного управления и предприятия «Белоруснефть-Промсервис».

Максим Любимов, главный энергетик – начальник управления Центрального аппарата «Белоруснефти»:

Отличия при подключении станков Drillmec и АРС-250 – в их конструктивных особенностях и современной концепции, заложенной при изготовлении. Если для работы основных механизмов «Уралмаша» по-прежнему требуется дизельная установка, то для станков с частотно-регулируемым приводом передача энергии механизмам электрифицирована и автоматизирована. При подключении станков «Уралмаш» на электротягу ставим периферийное оборудование. В случае с АРС-250 и Drillmec – к сети электроснабжения подключается все буровое оборудование, вспомогательные узлы и механизмы. Дизель-генераторы переводятся в резерв.

Процесс пошел

Чтобы снабдить электричеством буровой станок с его энергонасыщенным оборудованием необходима развитая собственная сеть электроснабжения, достаточная мощность и пропускная способность внешних сетей. По потреблению электроэнергии тяжелые станки сравнимы с фабрикой или заводом. Играет свою роль и мобильность буровых, ведь завод стоит на месте, а уставновки – нет. Окончив бурение, станок «переезжает» на новое место. Для энергетиков это означает начало нового цикла: от сбора данных до начала строительства скважины. Несмотря на все сложности, процесс пошел. Темпы электрификации в «Белоруснефти» стремительно растут. Ведь использование собственного электричества позволит снизить операционные затраты при бурении. Стоимость электроэнергии, выработанной от дизель-генераторов, сегодня в три раза дороже той, что дает блок-станции БГПЗ.

На скважине № 19 Карташовского месторождения. Обсуждение подключения к электротяге эшелонного станка Drillmec

В процесс вовлечены уже не только буровики, но и ремонтники скважин, сейсморазведчики, геофизики, тампонажники, вышкомонтажники, транспортники. Словом, на электротягу переводится оборудование во многих сервисных подразделениях. При этом снижаются операционные затраты, улучшается экологическая составляющая.

С начала реализации концепции по увеличению использования электроэнергии бригады СУБРа пробурили уже 6 скважин на станках, подключенных к сети внешнего электроснабжения. Сейчас буровики строят еще 7 объектов с использованием электротяги. Развивается «электробурение» и в УПНПиРС – в активе ремонтников скважин уже 4 боковых ствола, пробуренных на станках с помощью электричества. Общий объем электроэнергии, использованной для бурения боковых стволов и строительства скважин с подключением буровых к сети внешнего электроснабжения, составил уже 7 706 980 кВт∙ч. Экономия дизельного топлива с учетом замещения его электричеством составляет 2,42 миллиона литров или 2 950 тонн условного топлива.

Перспективы электротяги

Более 60 % проходки в компании «Белоруснефть» все еще приходится на станки «Уралмаш». Но полученный положительный опыт бурения на электротяге говорит о целесообразности более активного применения современных буровых установок с частотно-регулируемым приводом.

Электрифицированные станки по сравнению с дизельными аналогами выгоднее эксплуатировать, проще обслуживать и для этого требуется меньше персонала. Немаловажный фактор – скорость бурения. Зачастую, этот показатель выше, благодаря более высокому КПД у электродвигателей. Также в их конструкции меньше деталей, узлов и агрегатов, которые быстро изнашиваются в тяжелых условиях работы.

Максим Любимов:

С учетом развития атомной энергетики в Беларуси, бурение на электротяге прочно занимает свое место, как наиболее технологичный и эффективный способ. И при этом, наименее затратный. До 2025 года будем стремиться к максимальному переводу буровых установок, станков для бурения боковых стволов и периферийного оборудования на снабжение от внешних сетей. Продолжим модернизацию распределительных электросетей, реконструкцию существующих линий электроснабжения, строительство и применение мобильных подстанций, а также строительство новых магистральных линий. Это положительно скажется на устойчивости системы энергоснабжения нефтедобывающих промыслов, позволит создать собственную распределительную сеть электроснабжения с законченным циклом – от источника энергии до его потребителя.

В нынешнем году, с учетом графика бурения, бригадам СУБРа предстоит пробурить 30 скважин с подключением станков к сети внешнего электроснабжения. Это 54 % от общего количества скважин в 2021 году. Коллектив УПНПиРС должен до конца года построить на станках с электротягой 23 боковых ствола, что составляет 77 % от общего количества скважин.

В период с 2021 до 2025 год реализация концепции перевода буровых станков с дизель-генераторов на электротягу увеличит использование электроэнергии на 30 миллионов кВт∙ч ежегодно. Ожидается, что в 2021 году потребление жидкого топлива снизится на более, чем 3,5 миллиона литров, а количество углеродных выбросов сократится на 9 600 тонн.

Как отмечают в «Белоруснефти», внедрение принципов «зеленой» экономики при реализации проекта перевода механизированного фонда буровых станков на электротягу будет способствовать повышению конкурентоспособности компании, снижению нагрузки на окружающую среду, повышению эффективности использования природного капитала. а также выполнению плана реализации Беларусью Парижского соглашения по климату.

Электрический АРС-250

 

0
281
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также