КРУГОЗОР

Топ зарубежных и отечественных АЗС, которые вызывают эмоции

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ / фото автора/ NEFT.by
0
560
04.02.2021

Ощущение полной нереальности происходящего

Ведущий инженер-проектировщик института БелНИПИнефть Александр Дежкунов не представляет свою жизнь без путешествий. А так как предпочитает это делать самостоятельно, чаще всего на мотоцикле, то в его маршрутах есть обязательный пункт. Это – посещение АЗС. Что необычного можно найти в стандартной и привычной процедуре на заправках разных стран – в репортаже NEFT.by

Польша. Необычное решение

В этом случае скорее не эмоция, а любопытный факт. На одной из АЗС в Польше столкнулся с оригинальной идеей – выделенная полоса «безвылазного» процесса заправки по принципу «МакДрайва» у McDonald’s. Подъезжаете к колонке, сотрудник АЗС заливает необходимое количество топлива. Проезжаете чуть дальше и в одном из окон, не выходя из авто расплачиваетесь. Необычно и очень удобно.

Россия. Привет из прошлого

Для современной молодежи топливораздаточные колонки со стрелочным циферблатом – это что-то из области исторических фильмов. А для автомобилистов со стажем – это такой же неотъемлемый этап их автомобильной жизни, как 80-й бензин, огромные очереди на АЗС в начале 90-х с «не более 10 литров бензина в одни руки» или запах сгоревшей смеси бензина с маслом после проехавшего мимо советского мотоцикла с двухтактным двигателем. Сейчас встретить такую колонку практически невозможно, но в России на них все еще можно наткнуться. Как недалеко от границы с Беларусью, к примеру, в Липецкой области. Так и подальше – на трассе между Красноярском и Иркутском или Читой и Хабаровском.

Беларусь. Какие приятные цены

Кстати, наши белорусские заправки тоже вызывают целый спектр эмоций. Это, опять же, касается автолюбителей со стажем, у которых на глазах довольно быстро вся наша белорусская сеть АЗС превратилась из советских пунктов для покупки топлива в современные точки сервиса, питания и продаж. Причем они абсолютно не уступают аналогичным европейским объектам. А вот яркие эмоции возникают тогда, когда по возвращении из Северной или Западной Европы, после пересечения границы заправляешься или перекусываешь уже по нашим ценам. Разница в соотношении «цена/качество» настолько радует в хорошем смысле, что в первые дни по возвращении «оттуда» при посещении наших заправок испытываешь настоящее удовольствие.

Грузия. Гостеприимная невнимательность

Оказывается, менталитет тоже может повлиять на процесс заправки топливом. Любопытная ситуация случилась в Батуми. Про грузинское гостеприимство наверняка слышали все. Столкнулся я с ним, в том числе, на АЗС. Подъезжаю на мотоцикле к колонке, заправщик, довольно молодой парень, уточняет сколько заправлять, получает в ответ: «До полного». Пока заправляет, интересуется «куда, откуда, а сколько уже едете?».  В процессе к беседе подключается сначала остановившийся рядом местный автолюбитель, а затем и подъехавшие полицейские. Довольно дружеская обстановка, расспросы о том, чем помочь, что подсказать и советы, где лучше переночевать. Ситуация напоминает мультфильм про попугая Кешу и его выступление перед аудиторией из цикла «А вы не были на Таити?». Заправщик все это время держит пистолет, заливая топливо, но смотрит на меня и участвует в беседе. Видимо, с автоматикой колонки, прекращающей подачу топлива, что-то было не так. О наступлении нестандартной ситуации сигнализирует очень характерный запах, лужа из бензина и текущее через горловину бака топливо. Заправщик, держащий пистолет, определенно увлекся диалогом.

Узбекистан. А где же нормальный бензин?

Как же мы привыкли к стандартному ассортименту топлива (виды бензина с различным октановым числом – от 92 до 98, а то и 100, летнее и зимнее дизельное топливо). В принципе уже и не представляем, что бывает как-то иначе. А вот в солнечном Узбекистане даже 92-й бензин днем с огнем не сыщешь, не говоря уже о 95-м. Оптимизм и надежда покинули на 3-й по счету АЗС – везде только безальтернативный 80-й бензин. Ничего не поделаешь, пришлось заливать «что дают» и надеяться на лучшее. Неудивительно, что при такой ситуации в стране очень много машин переоборудовано для работы на газе.

Дания. Нестандартный подход к вопросам оплаты

Как только выезжаешь на запад за пределы Беларуси, система оплаты меняется с привычной нам «заправка после оплаты» на «буржуйскую» – сначала заливаешь топливо, а затем его оплачиваешь. Все проходит без каких-либо особенностей, но вот ситуация в Копенгагене (явно нестандартная даже для этой страны) удивила. Небольшая брендовая АЗС недалеко от центра города. Заезжаю, вставляю пистолет – топливо не поступает. Захожу в здание, обращаюсь к оператору – так и так, требуется бензин до полного. Содержание ответа оператора на английском заставило усомниться в правильности понимания сути и уточнить. Нет, оказывается, не ошибся – оператору нужен был какой-нибудь залог в виде водительского удостоверения или ключей от мотоцикла. С таким я никогда не сталкивался ни до, ни после этого случая, и был сильно удивлен. Возможно мой внешний вид не внушал доверия, но это так и осталось загадкой. Оставил ключи, заправился и еще некоторое время был под впечатлением от данной нестандартной ситуации.

Польша. Албания. Киргизия. Бензин залит, а нужной валюты нет

С такой неприятной ситуацией пришлось столкнуться несколько раз, и в некоторых странах этот вопрос решается несложно. Например, во время поездки на Балканы пересекал все страны фактически транзитом. Поэтому не было никакого смысла менять наличные доллары или евро, которые имеются с собой, на местную валюту. Ведь есть такой удобный и универсальный инструмент, как пластиковая карта. Но случаи бывают разные.

Польша, брендовая крупная АЗС под Варшавой. Раннее утро, машин почти нет. Заливаю полный бак, подхожу на кассу, передаю карту. Пан вещает: «Оплата не проходит». Даю другую карту того же банка – результат аналогичный. Ситуация начинает становиться интересной. Злотых нет, наличные доллары или евро на кассе принимать отказываются. Обменников рядом тоже нет, оператор рекомендует снять деньги с карты в расположенном рядом со зданием АЗС банкомате. Но результат тот же – банкомат «не видит» карту. Машина все это время стоит возле колонки. Начинаю в смартфоне оперативно писать в службу поддержки клиентов банка, и получаю взорвавший меня возмущением ответ: «Для консультации вам нужно позвонить…». И это один из 4-х крупнейших госбанков страны. Но, то ли на изложенную в сообщении проблему в банке отреагировали, то ли это был временный сбой, но после очередной попытки оплата проходит. Определенно, не самые приятные 40 минут в моей жизни.

Похожая ситуация случилась и в Албании. После заправки оплата по карте не проходит. Но улыбка оператора, быстрое нажатие клавиш на калькуляторе – и передо мной сумма в американской валюте. Все решилось очень быстро и естественно.

В Киргизии же, на первой после границы с Таджикистаном АЗС, карты вообще не принимали, а местной валюты с собой естественно нет. Но и здесь все прошло довольно просто – конвертация американской валюты на месте, правда, по грабительскому курсу, не составляет никаких проблем.

Франция, Швейцария. Верните мои деньги!

Во Франции довольно распространены заправки самообслуживания. Цены на топливо на таких АЗС ниже, но, как говорится, не без нюанса. Принцип заправки довольно прост – вставляете банковскую карту, указываете номер пистолета (тип топлива), вводите пин-код карты… и на вашем счету блокируется что-то около 140 евро. Заправляете сколько требуется – с карты дополнительно списывается еще и стоимость залитого топлива. А вот когда разблокируют те самые заблокированные 140 евро неизвестно. Это может произойти через день, а может и через неделю или больше.  В аналогичном случае после заправки в Швейцарии это длилось целый месяц. С непривычки и при ограниченном бюджете – крайне неприятная особенность подобных АЗС.

Швейцария. Это точно заправка?

Вроде бы ничем не примечательная снаружи АЗС в Швейцарских Альпах. Спонсором сильного эмоционального фона стал аппарат для приготовления сока. Казалось бы – ну что здесь такого? Обычный механизм по принципу самообслуживания вроде кофемашины, в который «заряжены» апельсины. При нажатии на клавишу механизм приводится в действие – апельсины по лотку поступают в аппарат и из крана вытекает натуральный апельсиновый сок, который можно набрать в стакан или в любую емкость, чтобы взять с собой. Долго думал, что же именно в тот момент так меня зацепило? Видимо, та естественность, с которой большинством населения Запада воспринимаются обычные бытовые вещи. Ведь у нас это пока скорее исключение, но в то же время есть куда стремиться в развитии отечественного сервиса.

Таджикистан. Ощущение полной нереальности происходящего

Самые сильные эмоции вызвала АЗС на Памирском тракте – в Мургабе. Поселок, расположенный на Памире на высоте более 3600 метров над уровнем моря, является самым высокогорным на территории бывшего СССР. На таких высотах все происходящее и так воспринимается необычно в силу непривычных для организма условий. Но кроме того сильно удивила официальная поселковая АЗС. На какой еще заправке можно увидеть хранящееся в пластиковых канистрах и 5-литровых бутылях из-под питьевой воды топливо, заливаемое в грязное, но высокоточное мерное ведро со словами «вот здесь около 13 литров». Воронка, то самое ведро, оператор-заправщик, разряженный воздух и пустынная горная местность. Это именно тот момент, когда посещение АЗС оставляет неизгладимые впечатления.

0
560
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также