Открываем Беларусь

Между отрицанием и принятием примерно полчаса

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ / фото автора / NEFT.by
0
250
03.12.2020

Александр Дежкунов об особенностях покорения Днепра в пограничной зоне

Город контрастов у слияния Днепра и Сожа, пограничный контроль и всего один таксист на райцентр. Финальная часть водного путешествия Александра Дежкунова порадовала действительно летней погодой и интересными встречами. Подробности – в репортаже NEFT.by

На последнем отрезке путешествия погода действительно летняя. Теплое, ясное, солнечное утро, такое непривычное на фоне предыдущих дней, встретило сразу же после выхода из палатки и создало отличное настроение.

Планы – дойти до Лоева, и далее, по Сожу, вверх по течению, подняться до родного Гомеля. Но есть одно довольно весомое «но» – на значительном протяжении выше Лоева по Сожу проходит граница Беларуси с Украиной, а значит нужен пропуск в пограничную зону. Для его получения необходимо посетить пограничную комендатуру в Лоеве. Без выхода на «большую землю» не обойтись. Покидать же прямо сейчас свой «остров» и расположение на «первой линии» совершенно неохота. Согревающие лучи солнца и отличный вид на реку так и манят задержаться еще на денек-другой.

Не без труда отбросив крамольные мысли, гружусь в лодку и отчаливаю. Курс на районный центр. На выходе из бухты, образованной старым руслом – самодельный измеритель уровня воды, установленный местным рыбаком (моим новым знакомым, вчерашним собеседником). С его слов, вода за последнюю неделю упала на несколько десятков сантиметров. Еще пару дней назад мели, выходящие здесь же на поверхность по центру основного русла, были бы скрыты под водой.

Часть русла с нормальными глубинами тоже таит в себе опасность. Со слов того же рыбака, идти вдоль высокого берега стоит крайне осторожно – в воде много затопленных сосен.

Едва успев отойти от места ночевки, отсутствием реакции на поворот ключа дает о себе знать «умерший» аккумулятор. Дальше заводить мотор придется вручную. Но даже такие досадные мелочи не могут испортить позитивное настроение от шикарного утра. На подходе к районному центру – паромная переправа Абакумы – Лоев.

Чем ближе к городу, тем сильнее ощущается «лодочная жизнь». В этих краях рыбаков и маломерных судов достаточно много по сравнению с предыдущими городами. И места здесь красивые. А вот и участок, где Сож впадает в Днепр.

Городская площадь даже со стороны реки выглядит симпатично.

Комендатура, в которой необходимо получить пропуск, находится далеко от реки. Поэтому нужно где-то «припарковать» лодку. Самым подходящим местом видится залив, в котором расположен причал пограничной заставы «Лоев» и базируются катера пограничников. Туда и направляюсь.

Не успев подойти к причалу, встречаю дежурного. Прогнозируемый прием вполне в духе вооруженных сил: «Кто? Куда? Зачем? Гражданским судам здесь причаливать запрещено». Но на мой уточняющий вопрос, где в здешних краях можно пришвартоваться, чтобы относительно безопасно оставить на несколько часов лодку с вещами, следует приятно удививший ответ: «Можете причалить чуть дальше, за территорией заставы в зоне видимости – я присмотрю». С мыслями о том, что служивым ничто человеческое не чуждо, оставляю лодку у входа в залив и отправляюсь в комендатуру.

Райцентр порадовал как своей спокойной атмосферой, деревенской размеренностью и неторопливостью, так и аккуратными улицами. То и дело ловил себя на мысли, что Лоев – весьма неплохое местечко для любителей провинциальной жизни. А удачное местоположение на участке, где одна крупная река впадает в другую – весомый аргумент для решивших обосноваться в небольшом городке.

Но есть и непривычные для жителей крупных городов бытовые моменты. К примеру, расстояние от причала до комендатуры около 3 километров. Пришла мысль заменить пешую прогулку на поездку на такси. Но со слов «аборигенов», в городе всего один таксист, да и тот не завален работой. Спрос на такой вид услуг отсутствует. Передвигается население по городу преимущественно на велосипедах, и значительное количество встречающегося двухколесного транспорта отсылает к европейским столицам вроде Амстердама или Копенгагена. Естественно, с местным колоритом. Значит пешей прогулке быть, тем более можно оценить лоевский уклад жизни.

Проходя мимо футбольного стадиона, расположенного на окраине, взгляд резанула картинка, вызвавшая однозначную мысль: «Вот уж поистине городок контрастов!». Вроде ничего особенного: обычная деревенская обстановка, пустой стадион, вокруг то и дело попадаются следы жизнедеятельности крупного рогатого скота, поют птицы на фоне общей тишины и безлюдности. Но на площадке рядом с футбольным полем раздается звук ударов ракетки и отскакивающего мяча. Кто-то играет в большой теннис. В 10 утра, в будний день… В Лоеве! Ситуация, весьма подходящая к словосочетанию «разрыв шаблона».

В комендатуре не обходится без шероховатостей. На территорию не впускают, по каждому возникающему вопросу необходимо вызывать дежурного на улицу, который для решения проблем каждый раз удаляется в помещение. Неделей ранее на сайте погранкомитета я оформил заявку на пропуск, оплатил его через ЕРИП.  А сейчас, при попытке получить пропуск, слышу такое знакомое «необходима бумажная квитанция оплаты». Психологический путь служивого от стадии «отрицания» к «принятию» факта необходимости выдачи пропуска сопровождался обоюдными действиями. С моей стороны были доводы в виде ссылок на конкретные пункты нормативных актов, касающихся ЕРИПа и звонки в Гомельскую пограничную службу. Со стороны дежурного – несколько походов в «недра» комендатуры для консультаций с руководством. Спустя каких-то полчаса, армейская система, не подразумевающая понятия гибкости, побеждена. Пропуск – на руках. Успешное получение документа решил отметить стаканчиком кофе во вполне достойной кофейне в центре города. Можно двигаться дальше.

Недалеко от причала заставы наблюдаю правильное, на мой взгляд, детство мальчишек – не на диване с Play Station, а на реке с удочкой в руках.

Отхожу от берега, раскланиваюсь у причала с пограничником, любезно присмотревшим за лодкой и наотрез отказавшимся от легкого подобия благодарности в виде бутылки кваса, прощаюсь с Днепром. Участок ниже по течению до Комарина, по которому проходит граница с Украиной, оставлен на будущее. Сворачиваю в Сож и направляюсь в сторону Гомеля вверх по течению. До погранперехода «Новая Гута» по Сожу также проходит граница с Украиной, поэтому крайне желательно об этом не забывать и не делать остановок на правом по ходу движения берегу.

При хорошей погоде время пролетает незаметно, я уже в районе Новой Гуты. Почти прошел пограничную зону, как откуда-то сбоку перпендикулярно курсу в мою сторону мчат пограничники на лодке с требованием остановки. Предъявил документы, оказывается, пропуск делал не зря, ответил на стандартные вопросы, поговорили о тяготах службы… Лето, солнце, река, лодка, тишина – картинка, которую впору вставлять в рекламный ролик призывной кампании Вооруженных сил Беларуси. Мой путь продолжился.

Вторая за все путешествие паромная переправа – уже на Соже – обеспечивает транспортное сообщение между Новой Гутой и Шарпиловкой. Но проходя мимо парома следует быть особо осторожным – через всю реку, с одного берега на другой на высоте около 1–1,5 метров от воды, натянут массивный стальной трос, который не заметен при движении. Единственное за все путешествие надводное препятствие. Попытки фотографировать паром стоя могли закончиться плачевно.

Чуть ниже по течению от деревни Чкалово – боновое заграждение. Чуть выше – демонтаж дефектных пролетных строений моста через Сож на автомобильной дороге М–8.

И вот виднеются знакомые берега – родной город. Путешествие, начавшееся в Витебской области, завершается в районе гомельского парка.

5 дней, 650 километров пути, 190 литров сожженного топлива и чувство полного удовлетворения. В пределах Беларуси удалось устроить настоящее приключение и получить море, а если буквально, то реки эмоций. Давняя задумка успешно реализована, а ожидания от путешествия полностью оправдались. Днепр-батюшка не разочаровал.

Все части покорения Днепра читайте в нашей рубрике «Открываем Беларусь».

0
250
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также