Открываем Беларусь

Как не пойти «на корм акулам» на Днепре

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ / фото автора / NEFT.by
0
260
12.11.2020

Александр Дежкунов делится опытом

Опасности на каждом шагу, переменчивая погода и невероятный закат в виде бонуса. Второй день водного путешествия по Днепру для Александра Дежкунова был полон сюрпризов.  Приятных и не только. Топ речных неприятностей и удовольствий в репортаже NEFT.by

Утро второго дня путешествия – снова пасмурное. С только закончившимся дождиком. Лето в этих краях выдалось так себе.

Пока пытаюсь соорудить что-то наподобие завтрака и свернуть палатку, на реке появляются гребцы. Оказывается, речная жизнь теплится и в Шклове.

Перемещение топлива из канистры в бак, сборы – и можно двигаться дальше в сторону Могилёва.

После участка на веслах до Орши этот день радует уже самой возможностью постоянного движения на моторе. Подозрительных участков на реке, где скорость сбавляется до минимума, становится меньше, а полный ход – все чаще. Именно после Шклова Днепр постепенно превращается в подходящую для моторных путешествий реку.

Понемногу начинает улучшаться погода, а вместе с ней и настроение.

Встречаю позитивных ребят на самом правильном для наших крупных рек плавсредстве. Том самом из детской мечты. Со всей уверенностью можно заявить, что плот – это самое лучшее для неспешных и размеренных путешествий под эгидой «релакс и единение с природой». Достаточно внушительная и продуманная конструкция вызывает восхищение. Основательный подход к отдыху.

Завидовать остается молча. Но в то же время появляется настроение подрейфовать в тишине под лучами появляющегося из-за туч солнца, совместив такой режим с перекусом.

О том, что речной грузовой флот в Беларуси все-таки есть, напоминают лишь изредка появляющиеся возле крупных городов земснаряды да баржи. Постепенно приближаюсь к Могилёву.

А вот и Могилёв. Будний день, город с реки выглядит пустынным.

Чтобы подойти поближе к берегу и сделать фото, огибаю буй, обозначающий сторону фарватера, с неправильной стороны. Возмездие не заставило себя долго ждать. Казалось бы, глубины здесь должны быть с некоторым запасом, но… Жесткий и звонкий удар винта о какое-то препятствие и короткий вырвавшийся стон. Выхожу за пределы города, где река, к слову, на определенном участке становится уж какой-то совсем несерьезной, останавливаюсь, дабы оценить повреждения. Н-да… Такими темпами издевательств над винтом хотя бы до Жлобина добраться.

Ниже Могилёва грунт, слагающий русло, постепенно сменяется на песчаный. Начинают появляться высокие размываемые берега, свободные от кустарниковой растительности.

Деятельность на реке – верный признак того, что недалеко находится населенный пункт. Так и есть, навигатор сообщает, что я у Дашковки.

Время уже прилично перевалило за обеденное, и неплохо бы устроить привал. Симпатичное местечко попадается перед деревней Залохвенье, расположенной севернее Быхова. Кружка горячего кофе делает удовольствие от путешествия абсолютным.

Отобедав, можно двигаться дальше. Вот и та самая деревня Залохвенье. Навигатор сообщает, что прямо на берегу находится агроусадьба. Сплошь заросшие кустарником берега Днепра на Витебщине позади.

Практически готовый остановочный пункт для будущего речного пассажирского транспорта. А вот и Быхов.

Сразу за городом встречаю очередных, во всех смыслах правильных покорителей речных просторов. Мангал, дрова и даже умывальник. Откровенно завидую способности этих бравых ребят организовать шикарный отдых. Максимальная оценка и за идею, и за ее воплощение.

После Быхова очертания реки приобретают привычный для юга страны вид. Постоянно петляющее песчаное русло с частыми широкими отмелями и высокими размываемыми берегами. И антибонус в виде самой главной для моторных лодок опасности белорусских рек, которая делает передвижение на более-менее приличных скоростях настоящей русской рулеткой.

Если на песчаных отмелях, занимающих условное 3 место в моем списке речных неприятностей, можно максимум слететь со своего места или вывалиться за борт, то на мелких участках с дном из булыжника (почетное 2 место) есть дополнительный шанс потерять винт или ногу мотора, получить вмятины на корпусе алюминиевой лодки или трещины на корпусе пластиковой. А вот затопленные деревья, если еще и движешься навстречу обломанным стволам или ветвям – лидер рейтинга. К тому же – верный способ вместе с плавсредством пойти «кормить акул» независимо от материала корпуса лодки.

Именно этот фактор исключает путешествие на моторке из категории «расслабленный отдых». Ты находишься в состоянии постоянной концентрации и контроля поверхности реки. Если на спокойной воде подобные затопленные объекты, находящиеся недалеко от поверхности, можно заранее определить по различным завихрениям, а значит и обойти, то уже при небольшом волнении на водоеме, бликах или слепящем солнце – это нереально.

На участках, где дно слагают скальный грунт или булыжник, течение не оказывает размывающего действия, русло достаточно стабильно, например, как на участке условно выше Могилева по течению. При песчаных грунтах, ниже города и далее уже до самой Украины, берега размываются на участках с наибольшим течением и деревья оказываются «утопленными». Часть из них уносит течение, часть остается. И если хвойные породы разлагаются в воде достаточно быстро, то дуб вечен. На реках с постоянным судоходством русло регулярно очищают от подобных «утопленников», но в наших реалиях подобные мероприятия скорее исключение – в воде довольно много деревьев. С учетом малой глубины всех наших рек – опасность подстерегает на каждом шагу. А наибольшая концентрация «свежеутопленных» деревьев образуется как раз по линии судового хода, где преобладают наибольшие глубины вследствие такой же скорости течения.

Так что дальнейшее путешествие – это постоянное напряжение и фокус на поверхность воды. Хорошо, когда дерево торчит на полметра и выше. Но когда этот пенек лишь слегка прикрыт или выглядывает всего на 5–10 сантиметров над водой, остается полагаться скорее на удачу.

Позади Новый Быхов, день заканчивается. С местами, подходящими для ночевки, проблем нет, но хочется чего-нибудь особенно симпатичного. Дневные приключения сменились вечерней удачей. Пустынный песчаный берег оказался весьма удобным для размещения палатки. А закат над рекой выдался просто невероятным для шикарных фото. За какой-то час – чередование дождя и солнца, меняющиеся краски, такое разное небо. Десятки отличных фотографий и ощущение абсолютного счастья под теплыми каплями непродолжительного вечернего июльского дождя. День однозначно удался.

Следующую часть покорения Днепра – читайте в нашей рубрике «Открываем Беларусь» через неделю.

0
260
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также