Открываем Беларусь

Редкая лодка дойдет до середины Днепра

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ / фото автора / NEFT.by
0
381
05.11.2020

Как Александр Дежкунов осуществлял детскую мечту

Почувствовать себя Робинзоном и окунуться в романтику водного путешествия. Александр Дежкунов часть своего отпуска решил провести подальше от благ цивилизации, а заодно изучить всю судоходную белорусскую часть Днепра. Первый день путешествия выдался непростым. Подробнее – на NEFT.by

Какой мальчишка в детстве не мечтал о сплаве на плоту по реке в компании верных друзей? Ближе всего к реализации такого проекта я был в старших классах.  Бруски для каркаса плота и доски для настила изготовил на деревообрабатывающем станке, списанные камеры от колес большого размера (основная, непотопляемая часть конструкции) приобрел в ближайшем троллейбусном парке за «жидкую» валюту. Почти все было готово для сплава по Днепру на участке от Жлобина до Речицы. Увы, но в самый последний момент сплав сорвался, идею отложили на неопределенный срок.

Путешествию суждено было сбыться спустя пару десятков лет. Отчасти и благодаря закрытым границам. Правда, немного в другом формате. Плот заменен на моторную лодку, а охват реки максимально расширен. По подготовке все достаточно стандартно – провиант и туристические принадлежности. Из особенностей – максимальный разумный запас топлива в канистрах для уменьшения количества заправок в пути. Транспорт – стеклопластиковая лодка с подвесным двухтактным мотором мощностью 30 лошадиных сил, команда – 1 человек. Вещи собраны и можно выезжать.

Свежее пасмурное утро ознаменовало начало путешествия, а точнее его первый этап – доставку лодки на прицепе к месту старта в Витебскую область. Путь из Гомеля неблизкий, но с транспортировкой выручил друг (за что ему огромное спасибо). Направляемся к месту предполагаемого спуска лодки в приграничную с Россией деревню Орловичи, северо-западнее которой во времена СССР функционировала паромная переправа между территориями нынешних Беларуси и России. Сейчас на этом участке по Днепру проходит граница между двумя странами.

Падение температуры градусов на 10 по сравнению с югом страны, серое небо, моросящий дождь, размокшие грунтовки и пустынные деревни по пути не добавляют событию торжественности.

И чем ближе пробираемся к искомой точке, тем больше сомнений в успешности предстоящего спуска. Ожидания не обманули – к реке на моноприводном автомобиле по мокрой траве и достаточно глубоким, залитым водой ямам, подъехать не удалось. Последние 200 метров пути оказались препятствием непреодолимой силы. Первое разочарование.

Так выглядит Днепр на границе с Россией. И спуск к бывшей паромной переправе на противоположном, российском берегу.

Хмурое настроение под стать погоде. Ищем альтернативное место на карте. Рисковать больше не хотелось, и наиболее вероятный ближайший подъезд к реке виделся ниже по течению в небольшом городе, расположенном северо-восточнее Орши. Поэтому разворачиваемся и возвращаемся в Дубровно. На этот раз уже повезло – местный пляж имеет хороший подъезд и удовлетворительный спуск. После определенных усилий – лодка на воде, все вещи и снаряжение перегружены в плавсредство. Явно вижу радость в глазах друга, наконец-то избавился от «ценного груза и пассажира», можно спокойно возвращаться с прицепом в Гомель.

Судоходная часть Днепра, насколько это определение применимо к реке со значительно упавшим в последние годы уровнем воды, начинается от Орши и идет ниже по течению. Выше по течению – от границы с Россией, где изначально предполагался спуск, и до Орши – Днепр считается несудоходным. Из-за незначительной глубины реки и небольших порогов на этом участке, местные жители используют здесь лишь маломерные суда. Ширина русла на всем протяжении страны изменяется достаточно сильно. Ничем не примечательная речка на севере Беларуси на границе со Смоленской областью России постепенно включает в себя различные притоки и на юге превращается (на границе с Украиной) почти в тот самый Днепр, до середины которого, по утверждению классика, долетит редкая птица. В моем случае – лодка.

Раз не удалось спустить плавсредство у самого начала белорусской части Днепра, то возникла авантюрная идея – все-таки рискнуть сгонять вверх по течению до границы с Россией. Буквально через 5 минут после отплытия от берега путешествие чуть не закончилось, едва начавшись. Неспроста на данном участке река несудоходна. При довольно малых глубинах течение достаточно сильное, и чтобы уверенно идти против течения и обеспечивать наименьшее погружение винта и «ноги» мотора в воду приходится выходить на «глисс», скользить по водной глади. В данной модели лодки рулевое управление смещено назад. Дно прямо перед лодкой довольно плохо просматривается. Конечно же, была мысль о том, что выше Орши река неглубока, но, чтобы настолько… Какие же были у самонадеянного «южанина» округлившиеся глаза и втянутая в плечи голова, когда на полном ходу, не пройдя и километра, лодку сотрясли сильные и жесткие удары по днищу, а мотор чуть не запрыгнул в лодку, каким-то чудом не оторвавшись. Сразу подумалось – «приплыли», и в голове медленно зазвучала мелодия из невеселой песни в исполнении Селин Дион.

Реальность быстро расставила все на свои места. Это вам не мягкие песчаные грунты, слагающие русла рек юга страны. Мы же на Витебщине. Булыжник, крупные камни. И на внешне достаточно прямом участке русло извивается, глубины постоянно меняются. Пройти на моторе без контакта с дном реки здесь может только человек, досконально знающий фарватер. Да и то, не везде.  Дноуглубительные работы и расчистка порогов на данном участке не проводились десятки лет. А против течения, да наобум… Первого, вполне убедительного предупреждения от Днепра, мне хватило.  К счастью, из повреждений достались лишь царапины по корпусу да отломанный кусок лопасти винта.

Поэтому делаю разворот на 180 градусов и двигаюсь в более безопасном направлении. На малом ходу по течению отчетливо видны перекаты воды на наиболее мелководных участках.

В местах, где перекаты покрывали почти все зеркало воды, приходилось поднимать мотор и идти на веслах. И даже без погруженного в воду мотора корпус лодки нет-нет, да иногда цеплял дно. Несомненно, этот участок выше Орши достаточно интересен. Но для сплава на байдарке, весельной лодке или на плоту. Если все-таки решитесь пройти от границы до Орши на моторе, то только по течению, на самом малом ходу. И желательно иметь как минимум парочку запасных винтов, а то и запасную «ногу» мотора.

До Орши пришлось идти преимущественно на веслах, неплохая зарядка получилась. Возле райцентра уже немного можно выдохнуть.

Учитывая официальную судоходность участка ниже по течению, появляются навигационные знаки, облегчающие ориентацию по глубинам. Река поворачивает строго на юг. Мотор теперь почти постоянно находится в своем нормальном положении. Но гарантированные глубины есть не везде, на подозрительных участках приходится снижать скорость с крейсерской около 40 километров в час до минимальной. И в таком рваном ритме преобладают низкие скорости.

Первый день выдался эмоционально насыщенным и стал основательно изматывающим. Он постепенно близится к завершению. Та же пасмурная погода, что и утром. По левому борту показывается Копысь.

По правому борту медленно «проплывает» агрогородок с уже разбираемой сценой. Праздник «Александрия собирает друзей» в самом разгаре застать не удалось.

Начинает темнеть, значит пора думать о ночевке. Но берега в этой местности сплошь покрыты густым высоким кустарником, подходящее для палатки место найти не так просто. Где-то впереди виднеется Шклов, на берегу – удобное для ночлега место. Разбитая палатка, быстрый ужин и первый, достаточно непростой день путешествия, можно считать завершенным.

Следующую часть покорения Днепра – читайте в нашей рубрике «Открываем Беларусь» через неделю.

0
381
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также