ЛЮДИ

В Речице открылась фотовыставка «Ключников. Возвращение»

Автор: Татьяна БОЛГОВА / фото из архива семьи Ключниковых/ NEFT.by
0
162
18.09.2020

Музыкант, фотохудожник, исследователь Севера, человек-легенда

Александр Ключников, уроженец Речицы, известен, как музыкант, фотохудожник, исследователь Севера. Экспозицию разместили в ДКиТ «Нефтяник». Площадку выбрали не случайно. Дело в том, что Александр в свое время работал в «Белоруснефти» и сотрудничал с газетой «Нефтяник». Редакция корпоративной прессы компании решила организовать выставку. Об экспозиции и Александре Ключникове – в материале Татьяны Болговой.

На выставке представлено около 40 работ автора. Среди них как известные фотосюжеты, так и те, которые ранее не демонстрировались. На снимках – невероятной красоты природа Севера: реки, леса, озера, горы. А еще – люди… С очень добрыми глазами.

Первое мое знакомство с творчеством Александра Ключникова произошло благодаря художнику-декоратору ДКиТ «Нефтяник» Вадиму Стрельчени. Ему «по наследству» от музейного работника Речицы Людмилы Коноваловой достались снимки Ключникова. Вадим решил поделиться «богатством».

Александр Ключников (1947 – 2009 гг.) – родился в Речице 1 мая 1947 года в многодетной семье. Музыкант, автор документальных фильмов о Севере, талантливый фотохудожник, некоторое время трудился в «Белоруснефти». Долгое время жил и работал на Камчатке.

Талантливый музыкант

Стать музыкантом Александр мечтал с детства. И свой первый баян купил на деньги, которые заработал, изготавливая деревянные ящики для продуктов и продавая овощи и фрукты на рынке. После окончания общеобразовательной и музыкальной (по классу баяна) школ поступил в училище им. Н. Ф.  Соколовского. После учебы преподавал в музыкальной школе Речицы, был концертмейстером ансамбля танца «Дняпро», играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле. Тогда Александр освоил почти все инструменты. Кроме того, занимался обработкой музыкальных произведений и некоторые из них были включены в энциклопедию музыкального наследия БССР.

 Северные открытия

Возможно, Ключников так и остался бы талантливым музыкантом, если б не его совместное с супругой Нелли Сергеевной решение уехать куда-нибудь, «попробовать на вкус» другую жизнь. Выбор пал на Север. Отправили письма в несколько мест, первым пришел ответ с Камчатки. Туда и отправились в 1972 году. Семья Ключниковых жила в городе Палана, в Корякском округе. Там Александр работал в школе искусств, концертмейстером в окружном Доме культуры. А потом создал вокально-инструментальный ансамбль, который не раз становился победителем окружных, областных и Всесоюзных музыкальных конкурсов. Также под его аккомпанемент на кремлевской сцене корякскому национальному ансамблю танца «Мэнго» присвоили звание «Профессиональный».

В начале 80-х Ключников вместе с культагитбригадой часто ездил по округу, посещал села, оленеводческие бригады.

Традиции Севера, знакомство с природой, людьми и их бытом затягивали и вдохновляли его.

Однажды Александр решил, что будет снимать это на пленку и показывать уникальные кадры миру. Занятия и обряды аборигенов стали главной темой его творчества. А увлечение фотографией вскоре переросло в работу.

Но через какое-то время пришло понимание, что знаний недостаточно. И Ключников поступает в Кемеровский государственный институт культуры, где учится кинофотоискусству.

Нелли Сергеевна вспоминает момент, после которого ее супруг забросил одно из своих любимых увлечений – охоту:

Побывав на массовом забое нерп, а там периодически такое происходило, он вернулся домой сам не свой. Был в шоке от увиденного. Эти животные ведь кричат, как дети маленькие. После этого он свое ружье спрятал подальше и больше никогда не брал его.

В жизни Ключникова был еще один запоминающийся случай, который потом у коряков ассоциировался именно с ним. Находясь в очередной командировке, он остановился на ночлег у местных. Вызвался приготовить ужин. Взял большую жестяную банку, в которой была селедка, обрезал крышку, предварительно снабдив ее самодельной деревянной ручкой, и пожарил на ней блины. Кулинарный шедевр белоруса коряки оценили по достоинству. После фотомастера узнавали уже легко, приговаривая: «А, это тот мужик, который на крышке блины жарил».

Свой среди своих

Александр Владимирович занимался не только фотографией, но изучал культуру народов Севера.

Он снимал уникальные документальные видеофильмы. И часто повторял: «Документалистика еще не сказала своего последнего слова». Выезжая в самые отдаленные села, он умел увидеть и зафиксировать то, что другим казалось обыденным. Например, сделанные без единого гвоздя нарты и лапки (подобие лыж), праздники и обряды, песенное и танцевальное творчество коряков, чукчей, ительменов и эвенов. Говорят, он настолько погрузился в их среду, что эти люди стали для него своими. Как и он для них. Среди коренных жителей он приобрел особое доверие: ему позволялось снимать то, что скрывалось от других. Благодаря его видеофильмам жители округа узнавали о местных самобытных художниках, талантливых учителях, мастерах, которые шили национальную одежду.

Свои работы Александр демонстрировал на многочисленных выставках. По итогам одной из них, корреспондент газеты «Вести» А. Смышляев в 2000 году написал:

Север снимают многие, но настоящим фотопевцом Корякии остается пока лишь Ключников. Он не просто созерцает Север, любуется экзотикой, восхищается романтикой, а реально видит, слышит, понимает и принимает его таким, какой он есть.

Второе дыхание

Прожив почти 14 лет на Камчатке, семья Ключниковых приняла решение вернуться назад в Беларусь.

Нелли Ключникова:

Вернувшись в Речицу в 1985 году, начинали все с чистого листа. Я пошла в местный музей, Саша – на завод «Ритм». Хотя искал работу по специальности. Но если на Севере Ключникова знали, как талантливого фотографа, то здесь для местных он был никем. И осознание этого ему давалось нелегко. К тому же на Камчатке он, как корреспондент, привык к свободному графику. То, что ему здесь плохо, я понимала и по его фотографиям. Второе дыхание у Саши открылось, когда он устроился в «Белоруснефть». С 1986 года трудился в РУРБе и с нашими нефтяниками покорял Западную Сибирь. Тогда он буквально ожил.

В 80–90-е годы замечательные фотографии Ключникова, внештатного автора газеты «Нефтяник», публиковались не только в корпоративном издании, но и во многих других. Среди них – газеты «Правда», «Звязда», «Знамя юности». Его колоритные, запоминающиеся фотоиллюстрации вошли в книгу «Нефтяная жемчужина Беларуси», вышедшую в 1991 году.

Его серия фотографий «Минус 49 градусов», сделанная на месторождении Новогоднее в 1987 году облетела издания «Знамя юности» и «Правда».

Владимир Гошкис, председатель Совета ветеранов ПО «Белоруснефть»:

Работая в экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 1 в Западной Сибири, он сочетал профессиональную деятельность со своим хобби – фотографией. На его снимках запечатлены красоты Крайнего Севера, народности, проживающие в этих широтах, и, конечно, трудовые будни нефтяников в условиях сурового климата. Александр Ключников оставил большое наследие в виде фотоснимков, слайдов, описательных дневников, которое представляет ценность и для нашего предприятия.

Возвращение на Север

По словам супруги Нелли Сергеевны, несмотря на ту отдушину, которую фотохудожник нашел в Сибири, мысль о возвращении в Корякию не покидала его. Он не раз уговаривал жену вновь ехать на Север. С женой сошлись на том, что он уедет один…

Вернувшись на Камчатку, он опять снимал. Брал аппаратуру, рюкзак и летел за новыми историями.

В какой-то момент оцифровал все свои работы, привел в порядок архив. Будто чувствовал, что скоро уйдет. И в 2009 году Александра Владимировича не стало.

О нем напоминают многочисленные отклики северян, оставленные в местных СМИ и фотоальбомах, посвященных его творчеству:

Ключников свое мастерство и всего себя посвятил Северу. Свой первый фотоальбом он так и назвал «Мой Север». Каждую работу Ключникова можно подолгу рассматривать и постоянно находить новое, не увиденное сразу, и каждая из них – законченный сюжет из создаваемой фотоповести о Камчатке.

За последние годы на Камчатке были выпущены два фотоальбома, посвященных его творчеству. Сейчас планируется к выходу третий.

О своем супруге Нелли Сергеевна вспоминает с теплотой и улыбкой:

Это был надежный человек. Выходила за него замуж с уверенностью: мне за его спиной будет спокойно и хорошо. И не разочаровалась. Он был внимателен к нашим детям и очень любил их. Я ему доверяла. Если уезжала в командировку, то никогда не волновалась. Саша мог и дома убрать, и поесть приготовить. А еще он – мужчина-праздник. Когда мы жили на Камчатке, то наш дом всегда был полон гостей.  Увлекаясь делом, шел до конца, пока не завершит работу. С фотографиями мог всю ночь просидеть. Точно также было и с музыкой: работал с оркестром, писал партитуры еще и в школе преподавал. На такое способны только одаренные люди. Для нашей семьи Саша никогда не уходил. Он продолжает жить в своих работах и творчестве.

У каждого из нас есть своя драма с поражениями и победами, трагизмом и счастьем, которая складывается в реальную жизнь. Она была и у Александра Ключникова. Но ее итог – возвращение белорусского самородка к своим истокам: в родной город Речицу, к близким людям, нынешним и будущим почитателям его творчества. Надеюсь, что эта статья для многих станет лишь началом знакомства с уникальным наследием талантливого фотографа, художника от природы, нефтяника Александра Ключникова.

P.S. Выражаем искреннюю благодарность Нелли Ключниковой за предоставленные архивные материалы о предприятии «Белоруснефть», помощь в подготовке публикации, а также коллективу ДКиТ «Нефтяник» в подготовке и проведении выставки «Ключников. Возвращение».

 

 

 

0
162
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также