Открываем Беларусь

«Трудовая» река во всех смыслах

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора / NEFT.by
0
207
16.07.2020

О байдарочном маршруте не для всех – путешествие Алексея Драпезы по левому притоку Припяти

Они расчищали фарватер, принимали сапропелевые ванны и сделали вывод о том, что при планировании сплава нельзя доверять спутниковым снимкам. Геофизик-путешественник Алексей Драпеза знает, как провести жаркие летние деньки с незабываемыми эмоциями и приключениями. Подробностями он поделился с NEFT.by

Прогноз погоды в начале июля радовал: ясно, жарко и без осадков по всему маршруту сплава. В этот раз байдарочники решили покорить левый приток Припяти – реку Цна. Протяженность которой 126 километров, а истоки находятся в болотах около деревни Гайнинец Ляховичского района в Брестской области.

Река протекает по Припятскому Полесью среди болот, от этого вода имеет темный цвет и болотный запах. Часть водоема по маршруту канализирована и не вызывает интереса с точки зрения получения эстетического удовольствия от сплава. Все-таки в окружении нетронутой природы сплавляться куда интереснее.

Точка старта – мост около деревни Мальковичи. Здесь река представляет из себя канал, он проходит по лесу в окружении ольховых деревьев. Первое препятствие – железобетонный мостик, через который байдарку переносим. Это, как оказалось, еще цветочки, а ягодки нас ожидали впереди.

Дальше вниз по течению заливные луга, которые вскоре теряются в зарослях камыша и осоки. Река пропадает, воды становится все меньше и меньше, а двигаться становиться все тяжелее и тяжелее. Двигаемся по течению мелких водотоков, русло начинает зарастать.

На байдарках уже не идешь, а толкаешь их впереди себя, расчищая фарватер и параллельно принимая сероводородные ванны вкупе с гирудотерапией по пояс в грязи.

Вероятно, что впереди завал или закрытый шлюз, в результате чего образовалась подпруда и от этого такое обилие труднопроходимой растительности. На самом деле все оказалось намного хуже. Мелиорация погубила реку, она растворилась в болотах Припятского Полесья.

Со старта прошли примерно 5 километров, 2 из которых волокли байдарки на руках. Вспоминая при этом известную картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Затем пришли к выводу, что мы не такие уж и экстремалы, да и сапропелевые болотные грязи рекомендуют использовать горячими. Решили выбираться из илистого плена. Гул мотоцикла внушил надежду, что земля рядом. Отправили одного из нас на разведку. Товарищ не подвел. Закончили отрезок сплава по Цне у насосной станции.

Затем эвакуация и новая точка старта – возле деревни Велута. Учитывая опыт первой части водного путешествия, поинтересовались у местных жителей о проходимости реки на байдарках. Выяснили, что река ниже по течению тоже теряется в болотах, заросла кустарниками и непроходимая.

Попытка № 3, опять же по совету местных, стартовать у деревни Дятловичи. Ниже характер реки меняется из-за большого количества меандр (изгибы русла реки), а с ними за каждым изворотом глубокий омут. От таких поворотов начинает кружиться голова, теряешься в пространстве. В период половодья их можно пройти напрямую по пойме.

Ниже деревни расположено много населенных пунктов, а от количества мостов, которые их связывают, становится непонятно, сколько времени уходит на этот отрезок реки.

Запомнились мосты: мост через главную Полесскую магистраль М-10 и железнодорожный мост по ветке Лунинец-Микашевичи. Пороги под ними мы прочувствовали всем телом.

На поляне высокого берега разбиваем бивуак, плотный ужин и крепкий сон после трудового речного дня. За 2 дня планировали войти в Припять, но из-за выше описанных обстоятельств решено было дойти только до деревни Кожан-городок. Отрезок ниже и заказник «Средняя Припять» –  крупнейший в Европе участок речной поймы, сохранившийся в естественном состоянии, оставить на следующий сплав.

Утром выдвигаемся до Кожан-Городка. По пути, вне населенных пунктов, встречаются старые мореные деревья, вросшие в крутые берега. Каждый последующий завал или перенос на реке напоминает нам о вчерашнем трудовом дне. До точки финиша – Кожан-Городка дошли без приключений. Здесь решили завершить сплав, так как времени уже не хватало, а также некому было забрать нас из устья Цны в Припять.

Что запомнилось? Много изворотов, темная как кофе вода и высокие берега. Практически в каждом омуте в границах деревень на реке оборудован трамплин для прыжков в воду, благо глубина и в период малой воды позволяет. И, конечно же, неизгладимое впечатление оставила после себя непроходимая река.

Цна – «трудовая» однозначно во всех смыслах и проходима в период большой воды, а в июле мы почувствовали себя настоящими первопроходцами. Как говорят в народе: «Не зная броду, не суйся в воду!». Для себя по аналогии вынесли урок: при планировании очередного сплава в будущем не стоит доверять спутниковым снимкам.

Координаты для путешествия:

Старт – N52°20.066’ E26°50.430’ Финиш – N52°12.553’ E27°00.362’

 

0
207
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также