КРУГОЗОР

Как вас тогда штрафовать-то?

Автор: Александр ДЕЖКУНОВ /фото автора / NEFT.by
0
354
11.06.2020

Александр Дежкунов о заключительной части путешествия по Средней Азии

Почувствовать себя кавалеристом, попасть в ДТП, познакомиться с местными байкерами. Такая программа минимум ждала мотопутешественника в Кыргызстане. Очередная часть виртуального путешествия на NEFT.by

Раннее утро, выезд из гостевого дома на озере Каракуль и головная боль – последствие горной болезни. Александр Дежкунов снова в седле, выезжает на мотоцикле к таджикскому пограничному пункту пропуска. Здесь – ни души и никакого досмотра. Безлюдно, поэтому быстро. Можно продолжать знакомство со Средней Азией.

Кыргызстан пытается впечатлить Александра высокими перевалами и необычными цветами горных пород. А еще дает шанс почувствовать себя кавалеристом. Но не безвозмездно.

Александр Дежкунов:

Впервые столкнулся с монетизацией услуг местным населением. Верхом на лошади ехала пара пацанов лет по 10. На просьбу сфотографироваться молниеносно и единодушно ответили: «Давай тенге!» Небольшая лекция о недопустимости измерения всего деньгами возымела действие, животное бесплатно предоставили для «кавалерийского» фото. В качестве благодарности и укрепления идеи «добро обернется добром», даю ребятам 100 сом «на мороженое». Кыргызстан – страна скотоводов. Особенно это заметно на юге. Такое ощущение, что коренные жители искренне считают истинным предназначением дорог именно перегон скота. Притом маршрут стада может составлять и десятки километров по шоссе. Животные к машинам привыкли, почти их не боятся.

Пейзажи вокруг постепенно оживают, становится больше зелени, а значит и впечатлений. На очереди – первый город этой страны – Ош, второй по величине в Кыргызстане. Первое, что бросается в глаза – это весьма необычное, интенсивное и непредсказуемое движение местного транспорта.

Загородная трасса, по одной полосе в каждом направлении. Местный житель едет, вплотную прижавшись влево к сплошной линии разметки. Догоняешь, упираешься в него. В мотоцикле всегда горит ближний, к тому же, примерно на высоте зеркал заднего вида, его практически невозможно не заметить. Казалось бы, прими правее, мотоциклист опередит тебя слева без нарушения и выезда на встречную (ширины проезжей части достаточно), как это происходит во многих странах. Никто никому не мешает. Ничего подобного, такое ощущение, что у абсолютного большинства местных водителей религия не позволяет кого-то куда-то пропустить. Так и едут, упертые. 

В Оше мотопутешественник решил не задерживаться, а двигаться в сторону Бишкека. По довольно живописной дороге с покрытием отличного качества, идущей вдоль реки Нарын и огибающей Токтогульское водохранилище. Ночлег решил искать ближе к закату в каком-нибудь населенном пункте. Выбор пал на город Каракуль. Плотный ужин, а затем поиски гостиницы. А вместе с восходом солнца он выдвинулся в столицу Кыргызстана. Новый день – новые приключения. На этот раз с блюстителями правопорядка на трассе. Первая встреча – недалеко от Токтогула Александра останавливает сотрудник ДПС. Проходит половину пути в его сторону, потом, видимо, замечает иностранные номерные знаки и машет «Проезжай». Через полчаса – очередная приятная встреча, взмах жезлом, остановка.

Капитан представляется, просит предъявить документы, сообщает о нарушении скоростного режима (ехал 80 км/ч вместо 60) и передает документы напарнику в машину для оформления протокола. Ничего не комментирую, молча наблюдаю за происходящим. В ответ: «Оплачивать штраф на месте будете или через суд?» Спрашиваю, что оплачивать и где посмотреть момент фиксации нарушения. Капитан подводит к треноге и показывает монитор. Мол, вот вы, вот ваша скорость. Интересуюсь, где видно, что это я? Служивый заводится, объясняет, что это на мониторе картинка маленькая, на компьютере ее увеличат, будет виден мой номер. Спрашиваю, как он будет виден, если расположен сзади. В ответ следует фраза, повергшая в ступор: «А что, у вас впереди нет номерного знака?» Это было сказано с таким искренним и неподдельным удивлением, что Станиславский непременно бы сказал: «Верю!» Но я не он, продолжаю спрашивать, неужели у местных мотоциклистов он там есть. Капитан решил идти до конца, ответ утвердительный. Парирую, что никогда такого не видел и объясняю, что штраф на месте оплачивать не буду, передавайте дело в суд. Параллельно уточняю, какое изображение они предъявят для доказательства, если номерного знака нет на фото? Аудиенция заканчивается фразой «Начитанный, да? В качестве исключения возвращаем документы».

В качестве благодарности Александр Дежкунов делает работу правоохранителей слаще – белорусским шоколадом, и продолжает путь. Буквально 10 минут и дежавю: очередной взмах жезла, очередная регистрация превышения скорости.

На этот раз диалог прошел быстрее. Дабы сэкономить бланки протоколов, я сразу же спросил, есть ли фото номерного знака. Молодой старший лейтенант не стал разыгрывать комедию и вернул документы, параллельно ворча: «Как вас тогда штрафовать-то?»

Юрты встречаются по дороге все чаще, возле них – кисломолочная продукция собственного производства. Преодолен очередной горный перевал, и вот впереди плакат – «Добро пожаловать в Бишкек». Как говорится, ничего не предвещало беды.

Только въехал в город, не переключившись на городские условия движения и местный стиль вождения, расслабленно еду по загруженной главной улице. Проезжаю на полном ходу на зеленый сигнал светофора очередной перекресток, вижу прямо перед собой поворачивающий налево со встречки автомобиль. Начинаю экстренно оттормаживаться с 60 км/ч, заканчиваю на скорости около 15 км/ч о заднее крыло «Фольксвагена». Руки-ноги целы, небольшие ссадины. На свое возмущение: «Что за беспредел, ты куда ехал?» в ответ слышу: «Я ехал на зеленую стрелку, ты меня не пропустил и виноват в ДТП, возмещай мне ущерб». Немного войдя в ступор от такой наглости, говорю: «Вызывай ДПС». Он в ответ: «Вызывай сам».

Разрулить ситуацию помогли местные байкеры, которые проезжали мимо. Их краткий ликбез об особенностях местного законодательства нашего мотопутешественника совсем не порадовал. Если вкратце, страхования ответственности транспортных средств в стране нет, ДПСники выписывают штраф всем участникам ДТП, а средства передвижения отправляются на штрафстоянку до решения суда. Это значит, что задержаться в Бишкеке Александру пришлось бы минимум на пару недель.

Вариант был только один – договариваться с таксистом. Это оказалось непростой задачей. Его безапелляционное: «Это не моя машина, я работаю на хозяина. Денег у меня нет, оплачивать ремонт машины нечем. Ты виноват, поэтому возмещай мне ущерб, и только тогда разъедемся» не менялось ни при каких аргументах. Видимо, он понял, что в сложившихся обстоятельствах проблем для меня на порядок больше, и выжимал из ситуации максимум. Что же, ничего не поделаешь, пошли считать его ущерб. Таксист начал со 120 $, сошлись на 70. Пожали руки и разъехались. Так или иначе, но в Бишкеке пришлось задержаться из-за ремонта мотоцикла.

Заночевать Александр решил в хостеле местного байкерского клуба «Мото перцы». Там встретили радушно, а за ужином подробнее рассказали о Средней Азии в целом и Кыргызстане в частности. Особенности страны, уклад жизни, подходы к решению вопросов. Совершенно другой мир, где наличие законов фактически обессмысливается многогранностью подходов к их исполнению.

Следующие полдня были потрачены на поиск нужных запчастей и ремонт мотоцикла, выезд в сторону озера Иссык-Куль перенесен на утро.

Зато вечером в «Мото Перцах» Александр стал зрителем финальной части конкурса «Мото Леди». Девушки на протяжении нескольких недель соревновались, проходя различные этапы с начислением баллов за испытания (теоретическая часть, вождение, фотоконкурс) в борьбе за главный приз – мотоцикл.

Из-за приключений в Бишкеке мотопутешественник решил исключить из маршрута Иссык-Куль, двинулся в сторону Алматы. Граница между Кыргызстаном и Казахстаном заняла полчаса. И вот мини-экскурсия по красивому, современному городу.

На следующий день – выезд в сторону Астаны с планируемой ночевкой в городе Балхаш, расположенном на берегу одноименного озера. Дорога, мягко говоря, не очень и снова вынужденная остановка. Передняя часть облицовки с ветровым стеклом начала жить отдельной от остального мотоцикла жизнью. Поэтому Александр решил подтянуть крепления на АЗС.

Подъезжает минивэн с прицепом, паркуется рядом. Глава семейства, мужчина лет 50 предлагает помощь в ремонте. Разговорились. Семья едет в гости к дочери, тесть везет зятю в прицепе подарок «хендмейд». Здоровенный ящик из нержавейки с окошком, валом внутри и электродвигателем со звездочками и цепью, приводящей вал в движение, снаружи. Мой явно недоумевающий взгляд требовал пояснения. Оказалось, что конструкция предназначена для запекания барана целиком. В процессе разговора в моих руках как-то незаметно оказываются чай, бутерброд и яблоко. Восточное гостеприимство проявляется даже в таких моментах. 

Озеро Балхаш особого впечатления на мотопутешественника не произвело, а вот местная кухня в придорожном кафе – наоборот. Причем неприглядность интерьеров прямо противоположна размерам, вкусу и подаче блюд. Еще одна характерная особенность Средней Азии.

Следующим пунктом маршрута стала Астана. Заселение в хостел, знакомство с хозяином-байкером, приятный бонус в виде скидки на проживание и бесплатной парковки, горячий душ и вечерняя прогулка по городу.

Столица Казахстана вызывает двойственные ощущения. С одной стороны – «дорого-богато», с другой – буквально закопанные в поле миллиарды на постройку города «с нуля» по прихоти всего одного человека. Поэтому все кажется не более чем дорогостоящими декорациями. 

Ночлег, утро, нулевая температура, выезд в сторону России. Этот участок пути мотопутешественник преодолел без приключений. И вот уже Гомельская область, последний за дорогу стаканчик кофе на АЗС в Довске. Дом, милый дом. А еще –  незабываемые воспоминания.

23 дня, 12 300 километров, очередное путешествие позади. Море впечатлений и эмоций. Средняя Азия – это удивительный, ни на что не похожий, другой мир. Со своей философией, колоритом и иным взглядом на привычные нам вещи. Интересный и притягательный настолько, что при возможности хочется сюда вернуться. 

0
354
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также