Открываем Беларусь

Почему Августовский канал не стал торговым маршрутом?

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора/ NEFT.by
0
373
17.10.2019

Все подробности в специальном репортаже Алексея Драпезы

Самый дешевый вид транспорта – водный. Стремление сэкономить и предопределило строительство Августовского канала – масштабного гидротехнического сооружения, соединившего бассейны рек Висла и Неман.

Трансграничная водная артерия начинается от озера Сервы, вблизи польского Августова, ведет почти до Гродно. При общей протяженности в 101 километр, на территории Беларуси расположен отрезок длинной 21 километр.

Идея создания канала родилась еще в 60–70-е годы 18 века, во время правления короля Станислава Августа Понятовского. Тогда Пруссия ввела пошлины за провоз товаров по ее территории. Однако строительство началась лишь в 1824 году с одобрения российского императора Александра І. И длилось 15 лет.

На канале возвели 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 промежуточную камеру, 14 мостов, 24 обслуживающих объекта. Сооружения обошлось в весьма большую сумму – 1,5 миллиона серебром.

Однако, Августовскому водному пути не суждено было развиваться как предполагалось. Помешала стремительно растущая популярность железных дорог. Да и с Пруссией заключили соглашение об уменьшении таможенных пошлин.

Так что со временем канал, как маршрут для грузоперевозок, стал невостребованным. Спасли его от запустения туристы. Уж очень им приглянулись живописные берега, красивая природа. Августовский канал стал одним из любимых туристических маршрутов.

Причем первая экскурсия, правда, пешая – вдоль русла, состоялась в 1909 году. Позже открылся конный маршрут. По каналу же курсировали прогулочные колесные пароходы «Гродно-Августов-Гродно», плавали яхты и байдарки.

Но и в 20 веке каналу не суждено было развиваться. Помешала сначала Первая мировая война, а затем и Вторая. При Первой мировой были уничтожены стены некоторых шлюзов и их ворота, сняты оригинальные механизмы, сожжены постройки и разрушены плотины, в окрестностях активно возводились фортификационные сооружения.

Перед началом Великой отечественной войны в этих местах соорудили «Линию Молотова». На участке в 80 километров разместили 57 дотов и около сотни пушечных капониров и колпаков. Во время Второй мировой войны отдельные гидротехнические сооружения белорусской части канала сильно пострадали, а некоторые были и вовсе разрушены.

Сейчас на белорусской стороне находится 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза, а в деревне Немново расположен уникальный четырехкамерный шлюз длинною 9,6 метра. Перепады воды доходят до 10 метров, а шлюзование отнимает час времени.

Изначально шлюз «Немново» проектировался как двухкамерный, однако в 1833 году появилась третья камера. А после реконструкции 2004–2006 годов достроили четвертую камеру. Металлические ворота шлюза весят около шести тонн, а деревянные – почти две тонны. Они открываются вручную! Реставраторы восстановили шлюз в первозданном виде.

Августовский канал-памятник гидротехнического строительства с комплексом сооружений считается уникальным гидротехническим объектом для 19 века. Не теряет уникальности и в наши дни. А шлюз «Немново» выступает своеобразным мостиком между Польшей и Беларусью.

Координаты для путешествия:

N53°52.228’

E23°45.383’

 Читайте также другие материалы из рубрики «Открываем Беларусь».

 

0
373
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также

ЛЮДИ Найди свою игру
Как увлечение превратить в доходное дело? И получать при этом еще и эмоциональные «дивиденды»  
0
2487
02.08 13:00