БЕЛОРУСНЕФТЬ

[Дополнено видео] Как нефть влияет на рынок нефтепродуктов и газа. Мнения, дискуссии, прогнозы

Автор: Татьяна БОЛГОВА / фото Дмитрий САПОВ/ NEFT.by
0
533
02.10.2019

Конференция о трендах в отрасли – итоги  

Усиливается глобальная конкуренция, есть намерение подписать соглашение с Казахстаном о поставках нефти, ситуация с «грязной» нефтью стала уроком, развивается нетопливный ритейл на АЗС. Все это тезисы выступлений участников VII Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница»

Около 400 участников из 20 стран на протяжении двух дней, 26 и 27 сентября, обсуждали в Минске тренды нефтяного и нефтепродуктового бизнеса и все, что с ним связано.


Обо всем по порядку.

Авторитетная дискуссионная площадка

Организаторы мероприятия – крупнейшие компании нефтяной отрасли страны – объединение «Белоруснефть», ЗАО «Белорусская нефтяная компания» при поддержке отечественных НПЗ (ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан»). Нынешний форум стал рекордным по количеству участников. Среди них – руководители и топ-менеджеры нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий, компаний-операторов розничного рынка нефтепродуктов, представители госорганов, ведущих зарубежных нефтетрейдеров. В том числе – из России, Украины, Польши, Литвы, Германии, Швейцарии.

Глобальная конкуренция

Традиционные участники форума – представители авторитетных агентств Platts, Argus Media, Thomson Reuters, Эрнст энд Янг, которые специализируются на аналитике рынков энергоресурсов. На конференции эксперты высказали свое мнение о влиянии США на европейский рынок сырой нефти. По их оценкам, эта тема актуализировалась впервые в связи с уменьшением поставок российской нефти в Европу. Эти объемы заполнились американской нефтью.

Сергей Агибалов, старший аналитик Argus Media

Усиливается глобальная конкуренция. Идет мощное давление со стороны Соединенных Штатов: наращивается добыча легкой нефти, растут объемы переработки. Одновременно увеличиваются объемы экспорта нефтепродуктов, нефти на внешние рынки. Вместе с тем, крупные заводы строятся и на Ближнем Востоке, в Азии. В итоге – предложения на рынке нефтепродуктов будут только расти.

С докладом об изменении торговых потоков и влиянии США на европейский рынок сырой нефти выступила заместитель редактора EMEA Crude Oil, Platts Эмма Киттлей.

По ее словам, сейчас американская нефть поставляется в некоторые страны Европы. В перспективе эксперт не исключает возможности прихода американского углеводородного сырья и на рынок Беларуси. Отечественные специалисты заявляют, что ведется постоянный мониторинг экономической эффективности импорта нефти на белорусские НПЗ. Например, в ближайшее время Беларусь намерена подписать соглашение с Казахстаном о поставках нефти.

Владимир Сизов, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»

В соглашении обозначены условия поставок, но не оговариваются их объемы. Что касается американской нефти, то фактор, который определит возможность ее импорта, это экономическая целесообразность.

Продукция высокого качества

Белорусские НПЗ отличаются высоким технологическим уровнем, степенью глубины переработки нефти и качеством нефтепродуктов, которые вписываются в мировые стандарты. Таковы оценки экспертов. По их мнению, качество нефтепродуктов отечественного рынка выше, чем в сопредельных странах. Аналитики считают, что это результат своевременного введения стандартов и требований к автомобильному топливу, а также государственного контроля качества.

На форуме участники проанализировали и то, как развивается производство сжиженного углеводородного газа в Беларуси. Единственное предприятие, которое занимается переработкой попутного нефтяного газа в стране – Белорусский газоперерабатывающий завод.

Продукция БГПЗ представлена на рынках более десятка европейских стран, в том числе – Польши, Венгрии, Нидерландов. Однако сейчас основной потребитель – Украина.

Павел Сумак, начальник производственной службы БГПЗ

Рынок сжиженного газа развивается. Наши технологии позволяют выпускать продукт высокого качества – индивидуальные углеводородные фракции. Объемы экспорта предприятия ежегодно растут. В 2018 году доля экспорта в общем объеме продукции составила 84 %. Мы изучаем требования рынка, стремимся улучшить характеристики продукции – для продажи с более высокой добавленной стоимостью.

Налоговый маневр и «грязная» нефть

Обсуждение налогового маневра на конференции – возможность проанализировать его вероятные последствия для белорусской нефтепереработки.

Как заявил в беседе с журналистами заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов, потери белорусской экономики от налогового маневра, проводимого в нефтяной отрасли Российской Федерации, с начала этого года составили около 240 миллионов долларов.

 Свою точку зрения на эту тему высказал и старший аналитик Argus Media Сергей Агибалов:

Для белорусских заводов налоговый маневр довольно чувствительный. Но и российские производства сталкиваются со сложностями. Например, с адаптацией, изменением налогового регулирования. Ситуация с маневром обусловлена объективными причинами: в последние годы переработка в России сильно субсидировалась за счет разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты. Сейчас же, по мере того, как заводы модернизируются, они все меньше нуждаются в субсидиях. И в этом есть позитивный момент. Крупные мощные комплексы глубокой переработки нефти введут в ближайшее время и на белорусских предприятиях. И это существенно улучшит их экономику. Поэтому маневр уже будет не так страшен.

Ситуация с поставками «грязной» нефти – еще одна обсуждаемая тема на конференции.

Напомним, что в апреле этого года загрязненная нефть поступила по магистральному трубопроводу «Дружба». В результате некоторые страны прекратили принимать и перерабатывать российское сырье. Его заменила американская нефть. Оба белорусских нефтеперерабатывающих завода – Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан» – вынуждены были снизить загрузку мощностей, и понесли убытки. Ущерб нанесен и трубопроводной системе.

Эту ситуацию проанализировал в своем докладе первый заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» Андрей Вериго.

Из этого инцидента мы вынесли определенные уроки. Во-первых, сейчас работаем с польской и российской сторонами по организации представительства в Польше – для контроля и сдачи нефти польской стороне. Во-вторых, будет изменен регламент приема и сдачи в Унече. Мы хотим ввести безусловный возврат некондиционного товара и добиться более активного участия наших специалистов в приемосдаточных операциях. В 2021 году планируется подписать новый договор с «Транснефтью» на транспортировку. Надеемся, что все замечания и уроки по инциденту войдут в договор.

Несмотря на ситуацию с «грязной» нефтью, Белорусская нефтяная компания планирует в 2019 году сохранить экспорт нефтепродуктов на прошлогоднем уровне. А это 11 миллионов тонн.

Сергей Гриб, заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания»:

По итогам года мы выйдем на такие же объемы поставок, как и в прошлом году. Примерно 30 % нефтепродуктов экспортируется на рынок Украины. Часть идет к балтийским портам. В направлении Латвии в этом году объемы поставок немного просядут, Литвы – сохранятся на том же уровне, Эстонии – немного увеличатся. Начались поставки в российские порты.

Однако, есть планы нарастить объемы поставок через Литву в 2020 году. Соответственно, в направлении Эстонии и Латвии они немного уменьшатся. Это связано, в первую очередь, с тарифной политикой балтийских портов.

Ритейл и электромобили

Эксперты считают, что заправочный ритейл уже перестал быть сугубо топливным. Он продолжит развивать нетопливные сферы деятельности. Сейчас потребители выбирают заправку, ориентируясь на дополнительный набор предоставляемых услуг и товаров.

Сергей Каморников, заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти»:

Если говорить о Беларуси, то мы пока еще отстаем от Европы по доле нетопливного сегмента на заправочных станциях. У нас он составляет около 10 % от общего объема выручки АЗС. Но в прибыли, в валовом доходе уже приближается к половине всех зарабатываемых компанией средств. В Европе эти цифры получше.

«Белоруснефть» развивает и сеть электрозарядных станций. Об основных тенденциях рассказал Андрей Котик, заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе.

Пока действуют 129 зарядных станций. И уже на электромобиле можно свободно перемещаться по основным трассам страны, не боясь остаться без электроэнергии. Точки зарядки электротранспорта есть не только на АЗС, но и без привязки к ним. Например, у железнодорожных вокзалов, стоянок такси, возле парковок гипермакетов, бизнес-центров.

В прошлом году компания получила статус государственного оператора по созданию зарядной сети для электромобилей.

С 2022 года стараниями «Белоруснефти» появятся и супербыстрые электрозарядки. По крайней мере, у компании есть такие планы.

Сергей Каморников:

Первая стадия – это создание зарядной инфраструктуры. Далее мы уже ждем шагов от государства в части стимулирования населения в приобретении электромобилей.

По мнению Сергея Каморникова, в ближайшие 5–7 лет в нашей стране будут преобладать традиционные виды топлива:

Возможно, у нас лет через семь доля электромобилей составит около 20–25 %. Но первые стратегические шаги в этой сфере надо делать уже сейчас, идти и получать определенный опыт.  

Технические визиты

График форума был весьма насыщенным. Обсуждения продолжались и в кулуарах.

Побывали участники и на двухэтажной заправке в Минске.

Кстати, она по версии журнала «Современная АЗС» признана лучшей автозаправочной станцией июня 2019 года в странах СНГ. А также понаблюдали за работой нефтебазы в Фаниполе, которая тоже имеет статус лучшей. В России и СНГ. По итогам 2018 года.

P. S.

Подводя итоги конференции, участники сошлись во мнении, что форум принес практическую пользу и новые деловые связи, стал площадкой для продуктивного диалога и принятия конструктивных решений.

0
533
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также