БЕЛОРУСНЕФТЬ

Почем автомобильный газ?

Автор: Лилия ВЕЛИЧКО / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
295
08.07.2019

То, о чем все спрашивают – о производстве автомобильного газа и цене на него. В «Белоруснефти» прокомментировали

В нашей стране основной поставщик автомобильного газового топлива – Белорусский газоперерабатывающий завод. Это современное производство. В 2015 году завершилась его комплексная модернизация. Она велась поэтапно, начиная с 2013 года. Модернизация позволила расширить номенклатуру продукции, одновременно улучшить ее качество и увеличить мощности по переработке фракции широкой легких углеводородов. Именно из этого сырья производят пропан-бутан автомобильный. А проще говоря – автомобильный газ.

Из России по трубопроводу «Ямал-Европа» Беларусь получает природный газ – метан. Он используется для выработки тепловой энергии, для бытовых нужд. Цена на этот социально значимый продукт регулируется на уровне межправительственных соглашений. А газ, которым заправляют автомобили, производят из другого сырья  – фракции широкой легких углеводородов.

Иван Малахов, начальник отдела экспорта-импорта нефти, нефтепродуктов и продукции газопереработки Управления обеспечения углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти»:

Производят сжиженный углеводородный газ марки ПБА на Белорусском газоперерабатывающем заводе из широкой фракции легких углеводородов. С завода пропан-бутан поставляют на автогазозаправочные станции «Белоруснефти». Почти все сырье закупается в Российской Федерации на товарно-сырьевых биржах или по конкурсу. Цена на это сырье рыночная, не имеет фиксированной договорной стоимости по межправительственным соглашениям, и зависит от мировых котировок. В Российской Федерации основными поставщиками этого сырья являются компании «СИБУР Холдинг», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «НК «Роснефть», «Газпром». Вроде бы предложений должно быть немало. Но сейчас почти все крупные российские нефтяные компании развивают собственную газопереработку. Например, крупная компания «СИБУР Холдинг» скупает практически все «свободные» объемы широкой фракции легких углеводородов. Так что сырье это дефицитное. Тем более что качество и его компонентный состав бывают разными. Весь объем имеющегося на рынке сырья в состоянии переработать российские заводы. Также мы рассматриваем в качестве потенциальных поставщиков производителей из Казахстана. Но сейчас там, на уровне профильного министерства, введено ограничение: весь газ, добываемый в Казахстане, должен перерабатываться на своих заводах, потому что местные автомобилисты также хотят ездить на более дешевом газовом топливе. Поэтому все, что есть по разумной цене на бирже, вне биржи скупается.

Что касается качества конечного продукта, оно контролируется по всем международным правилам.

Сергей Пашков, директор БГПЗ:

Качество нашей продукции соответствует самым строгим международным стандартам, в том числе REACH регламенту Европейского союза, который регулирует производство и оборот всех химических веществ, включая их обязательную регистрацию. На заводе внедрена система управления качеством на базе СТБ ISO 9001-2015. Наша продукция газопереработки поставляется более чем в 15 стран. В их числе: Украина, Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Польша.

Если продукцию Белорусского газоперерабатывающего покупают в странах Евросоюза – значит, вопросов по качеству не возникает. И белорусский автомобильный газ ничем не хуже того, что предлагают на газозаправочных станциях, например, в Германии. А что с ценой? Некоторые утверждают, что за границей заправляться дешевле. За разъяснением идем к экономисту.

Сергей Потупчик, заместитель генерального директора «Белоруснефти» по экономике:

Цена на пропан-бутан автомобильный на заправках в Германии составляет около 0,65 евро за литр. А стоимость аналогичного топлива в Беларуси только 0,39 евро за 1 литр. Цена на газовое автомобильное топливо в основном зависит от цены на сырье для его производства. Удельный вес сырья в затратах составляет 91,8 %. Оставшаяся часть затрат – это операционные расходы по производству. Среди них электроэнергия, топливо, теплоэнергия, услуги сторонних организаций.

Остался еще один вопрос, почему вообще существует взаимосвязь изменения цен газа и бензина?

Сергей Потупчик, заместитель генерального директора «Белоруснефти» по экономике:

Сырьем для производства автомобильного газа марки пропан-бутан автомобильный является широкая фракция легких углеводородов. Это продукт первичной обработки попутного нефтяного газа, который добывается вместе с нефтью. Соответственно, цены на сырье для ПБА на мировом рынке формируются по тем же принципам и имеют схожие тенденции изменения, что и цены на нефть. В результате, динамика цен на готовую продукцию, получаемую из нефти и попутного нефтяного газа, также имеет единую направленность. Цены на автомобильный газ марки ПБА отражают реально сложившуюся ситуацию, как на рынке сырья, так и баланса спроса и предложения на розничном рынке нефтепродуктов.

0
295
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также