БЕЛОРУСНЕФТЬ

Белорусский магистральный нефтепродуктопровод. Первый в стране

Автор: Виктория ЛАЗЮК /фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
765
18.01.2019

292 километра пути дизельного топлива – от Новополоцкого нефтеперерабатывающего до фанипольской нефтебазы в Минской области

Началась транспортировка светлых нефтепродуктов по магистральному трубопроводу «Новополоцк-Фаниполь». Его уже называют стратегически важным объектом для Беларуси. Прежде всего, с точки зрения логистики поставок нефтепродуктов на внутреннем рынке. Продуктопроводом связали две области – Витебскую и Минскую. Теперь поставлять автомобильное топливо в разные точки страны станет дешевле, быстрее и экологически безопаснее.

Торжественный пуск

Дмитрий Новиков, начальник ПТУС предприятия «Полоцктранснефть Дружба», со снимка которого мы начали публикацию, на этом проекте работает, пожалуй, с самого начала его реализации. Еще с первого этапа. С 2015 года. Когда начинали строить первый отрезок трубы – от Новополоцкого НПЗ до нефтебазы «Белоруснефти» в Крулевщине Витебской области. Говорит, что ногами в общей сложности прошел его весь – 292 километра. А на карте это всего лишь небольшой отрезок.

Пуск магистрального нефтепродуктопровода стал значимым событием для работников многих предприятий страны. Проектировщики, строители, инженеры, программисты, связисты, нефтепереработчики, нефтяники, специалисты организаций 11 районов Витебской и Минской областей – работали сообща, чтобы создать этот новый транспортный коридор. И многие из них прошли такой же путь, как Дмитрий Новиков. Или почти такой же. Поэтому торжественный пуск стал сродни празднику. Работа выполнена.

Получился современный объект. Правда, увидеть его можно только из диспетчерской. Проходит-то труба под землей.

Нефтепродуктопровод позволяет поставлять дизельное топливо и бензин от ОАО «Нафтан» до складов хранения нефтепродуктов объединения «Белоруснефть» в Витебской и Минской областях – в Крулевщине и Фаниполе.

Владимир Сизов, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»

Нефтепродуктопровод «Новополоцк-Фаниполь» для нефтеперерабатывающей отрасли несет стратегическое значение. Поскольку он позволяет оперативно и с наименьшими затратами обеспечивать Минский регион, самый крупный с точки зрения потребления нефтепродуктов, дизельным топливом и бензином. Пока продуктопровод перекачивает дизельное топливо. В перспективе у нас есть план осуществлять последовательную перекачку, когда будет перекачиваться партиями дизельное топливо и бензин.

Василий Дроботов, директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба»

Этот продуктопровод суперсовременный. Когда я начинаю рассказывать каковы его возможности, говорят, это просто фантастика. Объект полностью автоматизирован. Практически один человек осуществляет пуск и управление всем магистральным нефтепродуктопроводом. Ведется постоянное наблюдение.  На всех пунктах контроля, на линейных задвижках установлены видеокамеры. Они находятся в режиме телеуправления, и могут автоматически закрываться в случае срабатывания системы обнаружения утечки. На этом объекте система безопасности максимально возможная из ныне существующих.

Немного истории

А начиналось все еще десять лет назад. Именно тогда родилась идея строительства нефтепродуктопровода.

Сергей Каморников, заместитель генерального директора «Белоруснефти» по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции

Мы являемся государственной компанией в сфере нефтепродуктообеспечения, а значит должны искать любые резервы снижения себестоимости логистики нефтепродуктов. А их доставка до нефтебаз и с нефтебаз до АЗС – одна из основных статей затрат. Труба позволяет снизить затраты на перекачку топлива до склада хранения, ускорить время доставки нефтепродукта. Например, по железной дороге, несмотря на то, что у нас компактная страна, топливо идет до 5 дней от НПЗ. По трубопроводу топливо в течение суток попадает на нефтебазу, а затем на АЗС и оптовым потребителям. С точки зрения своей инфраструктуры мы использовали свои нефтебазы – в Крулевщине и в Фаниполе. Но сначала провели их комплексную реконструкцию, в том числе и систем учета, увеличили мощности резервуарного парка. Это была совместная синхроннизированная работа с компанией, которая будет нам прокачивать это топливо – с ОАО «Полоцктранснефть Дружба».

Строительство шло в два этапа. Сначала продуктопровод проложили до нефтебазы в Крулевщине, затем – до фанипольского склада. Для полоцкой компании – транспортировка нефтепродуктов, к тому же, стала новым видом деятельности, который они освоили два года назад. Именно тогда начал работать первый пусковой комплекс магистрального нефтепродуктопровода. С января 2017-го по нему транспортируется дизельное топливо на нефтебазу в Крулевщизне Докшицкого района Витебской области.

Василий Дроботов, директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба»

До этого мы более 50 лет осуществляли транспортировку нефти. Естественно, построив первый пусковой комплекс, мы уже освоили все технологии, касающееся транспортировки нефтепродуктов. После ввода в эксплуатацию,начав поставки дизельного топлива на склад хранения Фаниполь, мы видим высокую рентабельность этого продуктопровода. К тому же он упростит поставки дизельного топлива на нефтебазы «Белоруснефти» – в Крулевщине и Фаниполе. А начали мы работать над этим объектом в 2012 году. Тогда концерн «Белнефтехим» поручил рассмотреть нам целесообразность строительства продуктопровода. Мы разработали технико-экономическое обоснование, его одобрили и поручили нам разработать проектно-сметную документацию с последующим строительством. Мы все сделали и в 2015 году начали комплектовать этот объект, выбирать генерального подрядчика. Построили первый пусковой комплекс, и в начале 2017 года начали поставлять на склад хранения в Крулевщине дизельное топливо. Теперь закончили строительство второго пускового комплекса, основного пускового комплекса – провели трубопровод до нефтебазы в Фаниполе.  

Склад хранения «Фаниполь»

Склад хранения нефтепродуктов в Фаниполе, который принадлежит предприятию «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», самый крупный в стране. И считается стратегически важным. Так как, связан продуктопроводом с НПЗ, как и еще две нефтебазы «Белоруснефти» – в Мозыре и Новополоцке. То есть, по сути, они являются центральными пунктами отгрузки нефтепродуктов оптовым покупателям и для сети АЗС компании. А значит и мощности по хранению нефтепродуктов больше и по сравнению с теми, которые были до реконструкции этих нефтебаз, и по сравнению с другими складами хранения «Белоруснефти».  В среднем резервуарный парк этих баз увеличен на 30 %.

Например, на нефтебазе «Фаниполь» резервуары рассчитаны на 40 тысяч тонн светлых нефтепродуктов. Продуктопровод повлиял и на организацию работы базы.

Анатолий Короткий, директор РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт»

Работа нефтебазы в связи с вводом трубопровода изменится кардинально. Во-первых, отпуск нефтепродуктов станет непрерывным. Мы и сейчас работаем круглые сутки. Но теперь будем гораздо быстрее отпускать нефтепродукты со склада хранения. В связи с этим объем реализации возрастет только по прокачке до миллиона тонн. Проведена полная реконструкция склада хранения нефтепродуктов, которая начиналась в 2011 году. Теперь это современная нефтебаза.

На конференции Oil Терминал 2018 нефтебаза «Фаниполь» стала победителем в номинации «Лучшая нефтебаза в России и СНГ: инновации и безопасность»

Нефтебаза «Фаниполь» будет работать не только на Минскую область и столицу, но и на регионы, которые находятся от нее в радиусе 100 километров. Это Брестская область, отдельные районы Гродненской, Могилевской областей. По сути, теперь это база получила республиканское значение.

Первые подсчеты

Проект реализовывался за счет собственных средств ОАО «Полоцктранснефть Дружба». В этот объект вложено 70 миллионов белорусских рублей на строительство и 20 миллионов белорусских рублей на заполнение трубопровода дизельным топливом как технологическим продуктом. Предполагается, что нефтепродуктопровод окупится за 7 лет.

Сергей Каморников, заместитель генерального директора «Белоруснефти» по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции

Стоимость прокачки с Новополоцкого НПЗ на 25 % ниже, чем железнодорожным транспортом. Но дело не только в  стоимости перекачки. Здесь важно еще и время. Пока нефтепродукты находятся в пути, на их доставку вымываются оборотные средства предприятия. К тому же, трубопроводный транспорт считается самым экологичным.

Вместо послесловия

Итак, по белорусскому магистральному нефтепродуктопроводу началась прокачка дизельного топлива. В нашей стране таких собственных объектов еще не было. Он первый. Но на этом останавливаться не собираются. Последовательно перекачивать и дизельное топливо, и автобензин АИ-92 по этому трубопроводному коридору намереваются уже в нынешнем году. Такого опыта в Беларуси тоже еще никогда не было.

0
765
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также