ЗАПРАВКА

Как мы «морозили» дизель

Автор: Наталья РУДЕВА /фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
444
17.12.2018

Корреспонденты NEFT.by примерили на себя профессию лаборанта – собственноручно провели химанализ зимней солярки

В этом году зима показала характер рано. Уже в ноябре ночные крепкие морозцы не давали многим автомобилистам-дизелистам спокойно спать: заведется-не заведется с утра их железный любимец у подъезда? Мы решили узнать, достаточно ли положиться на заявленные характеристики морозостойкости реализуемого на АЗС дизельного топлива?

С этим вопросом корреспонденты NEFT.by отправились в «Белоруснефть». В химическую лабораторию одного из сбытовых предприятий компании – «Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт».

Ольга Котикова, начальник центральной химической лаборатории, встречает нас с фотокорреспондентом Вячеславом Суходольским с пробой ДТ-3-К5 из последней партии.

Топливо прибывает на нефтебазу в железнодорожных цистернах. Сразу же лаборанты берут пробу на проверку и соответствие СТБ. После того, как нефтепродукт слит, следует «отстой» – два часа. Затем отбираем еще четыре пробы с трех уровней емкости для объединенной пробы.

Контрольная проба. Ее нам предстоит исследовать на «морозостойкость»

Исследование, которое мне предстояло провести, по госстандарту именуется «определение предельной температуры фильтруемости методом поэтапного охлаждения в бане». Проще говоря – в глубоко минусовой среде порцию топлива «гоняют» через фильтр пока его не забьют выделяющиеся кристаллы парафина. Значение температуры, при которой топливо перестанет свободно протекать через стандартные ячейки фильтра, и выставляют в паспорте нефтепродукта. С этим документом партия отправляется на заправки.

В октябре на нефтебазы «Белоруснефти» начало поступать зимнее топливо. Этому предшествовала обязательная зачистка резервуаров от остатков летнего дизеля. Так что владельцы машин могут быть спокойны: смешения летнего и зимнего топлива и, соответственно, изменения предельной температуры фильтруемости никогда не происходит.

«Дизель сорта F, его предельная температура фильтруемости не выше минус 20°C,  отобран для испытания из 7-го резервуара 3 декабря, – смотрит в документы Ольга Котикова. – Мозырский НПЗ к сопроводительным документам отгружаемых нефтепродуктов прилагает результаты своих химических анализов, где вписан фактический показатель. Это минус 23 градуса. Наша задача – подтвердить, что это действительно так».

Мы отправляемся в аналитический зал, где гудит циркуляционный охлаждающий аппарат. К моменту нашего появления он уже набрал достаточное количество холода: на его табло красовалась цифра минус 80. Ольга Котикова приподнимает крышку люка – внутреннее пространство едва различимо из-за поднимающегося белесого тумана и объясняет предстоящий процесс.

Аппарат создает «морозную» баню для камеры, куда мы поместим испытательный сосуд с топливом. Туда же опустим пипетку с фильтрующим устройством и термометр. Уровень фильтруемости определится автоматически. Лаборанту достаточно в завершении процесса зафиксировать показания.

Циркуляционный охлаждающий аппарат к нашему приходу набрал холода на минус 80 градусов

На лабораторном столе в разобранном виде лежат детали, предназначение которых становится понятным по мере сборки.  Фильтрующее устройство – металлическая трубка. Туда я помещаю маленький круглый ободок с фильтром. «Рогожка» его сетки настолько мелкая, что разглядеть ячейки не удается.

Главное в фильтрующем устройстве – «рогожка» фильтра. Разглядеть мельчайшие ячейки удается только через сильное фотоувеличение.

Стеклянная пипетка похожа на колбу с двумя отростками. Ее я присоединяю к фильтрующему устройству.

Через стеклянную пипетку насос прибора будет неустанно качать топливо

В цилиндрический стакан наливаю дизельное топливо из бутылки с пробой строго до отметки 45 миллилитров и опускаю в «баню».

Конструкцию из фильтра и пипетки присоединяю к вакуумному насосу.

Конструкция из фильтра, пипетки и термометра готова к работе.

Насос с заданной периодичностью будет втягивать топливо в пипетку, чтобы потом оно (за промежуток времени не более 60 секунд) могло просочиться через фильтр. Вроде все просто и понятно.

Далее один термометр устанавливается в колбу с дизтопливом.  Второй уже находится в «бане» и фиксирует температуру охлаждающего состава – приблизительно минус 51 градус. Ольга Котикова проверяет готовность перед пуском.

Ольга Котикова проверяет готовность аппарата перед началом испытаний

На дисплее я задаю параметры: номер пробы, программу испытания, а также выставляю значение температуры фильтруемости – минус 25 градусов (чтобы с «запасом»).

На дисплее задаю температуру минус 25 градусов

Нажимаю кнопку «старт». Поехали!

Циркуляционный аппарат гонит холод, охлаждая топливо в стакане. На рубеже минус 19–20 градусов процесс замедляется. Вакуумный насос начинает втягивать топливо. Видно, как оно поднимается по трубке, наполняет пипетку до обозначенного уровня и плавно исчезает, проходя через фильтр. Далее температура снижается медленно, строго на один градус. Раздаются негромкие щелчки, сигнализирующие о том, что топливо беспрепятственно повторяет свой путь. Прозрачная жидкость на глазах превращается в мутновато-белесую, но она по-прежнему проходит через фильтр.

За счет того, что в дизтопливо добавлены депрессорные присадки, оно продолжает фильтроваться даже при более низкой температуре, чем минус 20 градусов

Снова щелчок, и на табло высвечивается цифра – минус 25! Мы с фотокорреспондентом склоняемся над прибором, пытаясь уловить момент, когда же начнется кристаллизация парафинов, ход жидкости замедлится.

Контрольная цифра, которую мы задавали вначале испытания, преодолена. Но солярка «не мерзнет»

Но ничего не происходит. Температурный рубеж успешно пройден, однако испытание морозом не заканчиваются, хотя уже понятно – данная партия топлива обладает запасом зимней прочности.

Сидим, ждем… Казалось, что время тоже «подморозило». Оно тянулось и своей неторопливостью указывало на то, что фильтр вот-вот откажется пропускать через свое «сито» густеющий дизель. При значении минус 29 аппарат остановил процесс. Все! Значит, это и есть тот минимум, при котором дизель сдается, утрачивая свою текучесть.

В паспорте рядом с предельным значением фильтруемости по СТБ – минус 20 градусов будет вписано фактическое значение предельной температуры  – минус 28 (с учетом погрешности прибора), которое мы получили при эксперименте.

В паспорте, выданном центральной лабораторией «Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт» в графе «Фактическое значение» предельной температуры фильтруемости указывается значение минус 28 градусов

Мы идем в кабинет, где наша бутылка с пробой из контрольной превращается в арбитражную. Лаборант Инна Скворцова показывает, как правильно «опечатать» емкость: завязать шнур, пропустить его под этикеткой и надежно приклеить вместе с бумагой к стеклу.

Ольга Котикова

Проба будет храниться 30 дней. Это необходимо на случай возникновения разногласий из-за качества, если таковые возникнут в процессе реализации.

Бутылка с контрольной пробой превратилась в арбитражную

Впрочем, как отмечает собеседница, последние два года у автомобилистов все меньше претензий к качеству продукта. С тех пор, как в нынешнем сезоне начали продавать зимнее дизельное топливо, жалоб на него не поступало. Но и зима показала свой норов пока в шутку. Основные испытания для водителей-дизелистов все же впереди. Но можно быть уверенным в одном – даже в лютые морозы машины, заправленные дизелем «Белоруснефти», не останутся без движения.

Проверено.

Если столбик термометра начнет свое движение вниз и приблизится к отметке минус 30 градусов, на АЗС «Белоруснефти» есть, так называемое арктическое топливо, ДТ-З-К5 класс 2. Оно обозначается снежинкой. Температура его предельной фильтруемости не выше минус 32 градуса.

Компания «Белоруснефть» с 1 декабря 2018 года по 28 февраля 2019 года при покупке ДТ-З-К5 класса 2 дарит обладателям карты лояльности 5% скидку. Независимо от стоимости приобретенных сопутствующих товаров и услуг на АЗС в прошлом месяце.

 

0
444
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также