
Налоговый маневр: последствия для белорусских НПЗ и автомобилистов
Все подробности в интервью заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Светланы Гуриной Белорусскому телеграфному агентству
До очередного этапа налогового маневра, который будет проводиться в Российской Федерации, остается меньше месяца, напоминает БЕЛТА. С 1 января 2019 года в России ежегодно собираются уменьшать вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты и нефть, а налог на ее добычу (НДПИ) – повышать соразмерно уменьшению пошлины на нефть. В результате к 2024 году НДПИ полностью заместит пошлину, и цена на российскую нефть для Беларуси станет мировой.
– Налоговый маневр в Российской Федерации не может не повлиять на состояние топливного рынка Беларуси. Насколько сильным оно может оказаться?
– По нашим расчетам, в 2019 году нефть и для российских, и для белорусских НПЗ в условиях налогового маневра при средней котировке 70 долларов за баррель подорожает на 21,3 долларов за тонну. Цена нефти будет ежегодно увеличиваться на обозначенную величину. С 2024 года нефтеперерабатывающие заводы покупать нефть по мировой цене. Все НПЗ, приобретающие нефть по мировой цене, нефтепродукты реализуют по рыночным ценам.
В Российской Федерации это понимают, поэтому в налоговом законодательстве предусмотрели систему адресной поддержки переработчикам нефти. Ее цель – не допустить значительного роста цен на АЗС и при этом не потерять нефтеперерабатывающую отрасль.
Российские компании, вкладывающие инвестиции в модернизацию, получат возмещение возрастающих затрат на нефть из бюджета в виде отрицательного акциза на нефтяное сырье. Для сдерживания цен на бензины и дизельное топливо на внутреннем рынке НПЗ России получат так называемый демпфирующий акциз, который позволит сблизить доходность поставок моторного топлива на внутренний рынок и на экспорт.
В нашей стране, добывающей значительно меньше нефти, чем требуется имеющимся мощностям по ее переработке, бюджетных источников для такой поддержки нет. Поэтому белорусская сторона ведет с российской стороной переговоры о возможных компенсациях для Беларуси для создания равных условий работы НПЗ двух стран.
– Как НПЗ готовятся к новым условиям работы?
– Проводится модернизация НПЗ, направленная на увеличение в перспективе выхода светлых, более дорогих нефтепродуктов. Продолжается работа по снижению ими операционных затрат, в 2018 году это позволит сэкономить около 48 миллионов долларов.
Но только за счет внутренних резервов заводов последствия налогового маневра не компенсировать, ведь стоимость нефти в структуре затрат НПЗ занимает более 80 %. А для производства нефтепродуктов нужны и другие ресурсы, на стоимость которых производитель не может оказать влияния, это – электро- и теплоэнергия, катализаторы, реагенты, занимающие суммарно еще около 10 %.
Поэтому крайне важно создать условия для нормальной работы НПЗ, при которых они будут иметь минимально необходимый уровень рентабельности, позволяющий платить и поставщикам, и кредиторам.
– Нынешняя кампания по увеличению цен на автомобильное топливо на копейку поможет решению этой задачи?
– Увеличение цены на одну копейку еженедельно — это возможность менее болезненно для потребителя приблизить розничную цену топлива к экономически необходимому уровню. Сейчас у нас топливо остается в разы дешевле, чем в большинстве стран-соседей. Превышение есть только над российской розницей, и оно остается незначительным – до 7 %.
Но при отсутствии компенсаций белорусским переработчикам придется увеличивать разницу по цене с российским рынком, где стоимость топлива будет сохраняться низкой за счет бюджетных дотаций.
Изменение цены топлива на белорусском рынке будет происходить в зависимости от цены закупаемой нефти, курса белорусского рубля, налоговой составляющей, которая занимает сегодня около трети в цене топлива.
– Рассматривается ли вариант снижения акцизов на нефтепродукты на внутреннем рынке?
– На 2019 год проектом бюджета Беларуси предусмотрено снижение акцизов на 25 %. По расчетам, в зависимости от ситуации на нефтяном рынке может потребоваться корректировка акцизов в большем размере.
Акцизы с 2019 года в Российской Федерации будут выполнять регулирующую функцию, позволяющую смягчить рост цен на автомобильное топливо. Такой подход целесообразен и для белорусского рынка топлива.
– Есть ли позитивные для Беларуси сценарии развития событий, связанных с налоговым маневром?
– Позитивным для белорусских НПЗ и автомобилистов является снижение цены нефти, которое мы наблюдаем в последние недели. Ведь это создает условия для скорейшего перехода к формульному ценообразованию на нефтепродукты. И, безусловно, мы надеемся, что будут достигнуты договоренности о сохранении условий поставки российской нефти.
Ставьте лайки, комментируйте.
Читайте также