МНЕНИЕ

Выбираем авто: считаем, на чем можно сэкономить

Автор: Алексей НИКИТЕНКО /фото Дмитрий САПОВ/ NEFT.by
0
398
26.11.2018

Действительно ли можно меньше тратить, поменяв традиционное авто на электромобиль? Мнение специалиста

Вопросы возникающие при покупке авто по сути своей всегда остаются неизменными. И прежде всего, это касается экономической составляющей приобретения. Цена была важна и во времена, когда автомобиль мог быть любого цвета при условии, что он черный. И все-таки, что изменилось с тех пор? Что выбрать – авто с ДВС или электромобиль? Наступила ли эра электромобильности? Можно ли значительно экономить на обслуживании машины, если это электромобиль? Постараемся разобраться.

Алексей Никитенко – по должности инженер группы перспективного развития новых энергетических технологий «Белоруснефти». По образованию – магистр экономических наук. Поддерживает позиции Bloomberg New Energy Finance и McKinsey об электромобильном будущем. Предпочитает Chevrolet Bolt. Считает, что скоро все пересядут на электромобили.

Времена, когда лишь электромобили компании Tesla были на устах обывателей, и радовали гиков своими изощрениями, когда такой вид машин считался чем-то диковинным и непонятным, уверенно канули в лету. Сегодня разве что самый ленивый самый последний производитель не заявляет о постепенной электрификации модельного ряда, одномоментно представляя рынку перспективные образцы.

«Разогнаться», активно внедриться в нашу жизнь им мешает ограниченное количество мест для зарядки, ее небольшая скорость и ограниченный запас хода авто. По крайней мере, такие выводы позволяют делать отчеты мировых аналитических агентств и здравый смысл.

Места для зарядки

Проблемы, связанные с зарядной инфраструктурой, в нашей стране успешно решаются. Так, уже к концу 2018 года зарядная сеть «Белоруснефти» будет насчитывать около 90 ЭЗС, к концу 2019-го расширится до 250, а к 2021 приблизится к 520 ЭЗС. А значит, количество электрозарядок станет достаточным, чтобы обеспечить  комфортное перемещения по стране.

Скорость зарядки

Что касается скорости зарядки, то она относительно высока. К сожалению, пока лишь относительно. Однако и тут есть весомый повод для здравого оптимизма, но обо всем по порядку.

Заряд от бытовой розетки мощностью в 3,5 киловатта, например, для всеми любимой Tesla с батареей в 60 киловатт займет около 17 часов. Вполне себе вариант, если не разряжать авто ежедневно «в ноль» и ставить его на зарядку ночью в уютном гараже своего дома.

Однако, что делать, если нет возможности для заряда в бытовых условиях? Не «кидать» же удлинитель через балкон на улицу? Хотя такие примеры встречаются. Для тех же, кто все-таки не желает применять дикие способы, есть два варианта.

Первый – медленный. Речь идет про ЭЗС типа Mode 3. Они зарядят «нашу» условную Tesla (с батареей в 60 киловатт) за 6 часов. Компания «Белоруснефть», понимая специфику медленных ЭЗС, опирается в своих суждениях, прежде всего, на «концепцию наибольшего комфорта» для клиентов. Это значит, что в местах, где владелец электромобиля может проводить по 4–8 часов, установят, как раз, медленные ЭЗС. Речь идет о крупных бизнес-центрах, гостиницах, гостевых парковках многоквартирных домов.

Второй вариант «Белоруснефти» – быстрые ЭЗС или Mode 4. Они позволяют сократить время заряда до 1 часа. Компания установит такие зарядки в общественных местах, где пребывание людей не превышает более одного часа. Например, в крупных торговых центрах, в комплексах АЗС на основных магистралях страны и в черте города.

Еще одна тема – это супербыстрые электрозарядные станции мощностью до 475 киловатт. Такие ЭЗС позволят пополнить запас хода электромобиля на 250–300 км всего за 8 минут. Тут уже можно даже не успеть выпить кофе.

Понимая данный тренд развития событий, «Белоруснефть» планирует строительство таких электрозарядных комплексов с соответствующей инфраструктурой со второго этапа развития сети (до 2026 года). Размещать их предполагается  на АЗС фирменной сети компании или на новых объектах вблизи крупных электрических подстанций. Пока в мире только одна компания (Ionity) устанавливает «супербыстрые» зарядные станции. В тестовом режиме. Дело в том, что существуют лишь два электромобиля (с соответствующим пробегом и стоимостью), которые способны принимать такие мощности. По заявлениям аналитических агентств (Bloomberg, McKinsey), активное внедрение «супербыстрых» зарядок начнется через 3–4 года.

Сколько километров пройдет электромобиль на одной зарядке

После того, как вопрос с возможностью зарядки решен, рассмотрим постулаты о запасе хода.

Большинство современных моделей электромобилей имеет запас хода около 200 километров (Nissan Leaf 2018, BMW i3), что более чем достаточно, если авто используется в городском режиме. Но есть модели, которые способны проехать более внушительное расстояние – 300–350 километров (Chevrolet Bolt, Volkswagen e-Golf, Tesla Model S, Tesla Mode 3). Этого достаточно, чтобы добраться, например, из Минска в Гомель лишь с одной остановкой на АЗС «Белоруснефть» для 15 минутного «перекуса» на быстрой ЭЗС.

Очевидно, что уже существующие решения позволяют комфортно использовать электромобиль совсем как авто с ДВС. Поправку стоит делать лишь на то, что планируя свой маршрут необходимо считаться с оставшимся запасом хода. Однако, уже отчетливо видно, что при нынешних темпах развития технологий, этот показатель довольно скоро «перешагнет» отметку в 500 километров. Причем, для среднестатистического электроавто. Тогда, думаю, даже самые заядлые «электроскептики» лишатся главного из своих аргументов.

Считаем расходы на содержание электрокара

В сравнении с традиционными авто, в электромобиле и ломаться попросту нечему. Например, двигатели, этот огромный агрегат внутреннего сгорания, даже смотрится архаично на фоне «двух обмоток» электромобиля.

Более того результаты сравнения расходов на топливо и на зарядку электромобиля на ЭЗС, «кричат» в пользу электричества.

Для того чтобы не быть голословным, обратимся к цифрам. Попробуем определить величину затрат на зарядку электромобиля для тех, кто много и часто ездит по городу (и не только).

Рассмотрим вариант с годовым пробегом около 30 тысяч километров. Примерная величина тарифа за 1 кВт*ч на ЭЗС – 0,15 доллара США, 1 литр АИ-95 – 0,70 доллара США. К сравнению возьмем авто с ДВС (расход 8 литров на 100 километров) и электромобиль (20 кВт*ч на 100 километров).

Очевидна внушительная экономия на стоимости заряда. Более того, не стоит забывать и про техобслуживание автомобиля с ДВС. Речь о тратах на, так называемые, регламентные работы – замену масла, фильтров и т. д.

При этом расходы на ремонт у традиционных авто с «возрастом» растут в геометрической прогрессии. Но даже, без учета этих затрат, экономия от использования электромобиля в сравнении с традиционным авто составляет весомые 780 долларов США в год.

Цены на электромобили и машины с ДВС скоро окажутся в одном диапазоне. Так, если говорить о стоимости новых авто, то Nissan Leaf (2018) и Renault Zoe можно купить за сумму около 30 тысяч евро. Растущий же вторичный рынок снижает порог входа в электромобильную жизнь до еще более привлекательного уровня. За 10 тысяч долларов США уже сейчас можно купить в Беларуси Nissan Leaf первого поколения. Поэтому вполне себе можно представить транспортную картину нашей страны через 3–5 лет. Думаю, что электромобили с запасом хода около 250 километров будут доступны по ценам до 10–12 тысяч долларов США.

Выводы

Будущее уже наступило. Новые технологии уверенно смещают на «технологическую обочину» традиционные транспортные средства. Активно вводятся новые скоростные ЭЗС в сеть «Белоруснефть», растущая емкость аккумуляторных батарей позволяет использовать электромобиль без ущерба для собственного комфорта, а сами электрические машины в эксплуатации обходятся значительно дешевле авто с ДВС.

По-моему хватит уже что-то доказывать. Не лучше ли, наконец, понять это, пользоваться и наслаждаться плодами трудов Илона «нашего» Маска.

Где уже можно зарядить электромобиль?

Электрозарядные станции «Белоруснефть»

Брестская область

АЗС № 6, г. Брест, ш. Варшавское, 3 (зарядка Mode 4)

АЗС № 29, Барановичский р-н, М-1, 226 км (зарядка Mode 4)

Витебская область

МАЗС № 52, Оршанский р-н, п. Высокое (зарядка Mode 4)

АЗС № 53 (зарядка типа Mode 4)

Гомельская область

АЗС № 18, г. Гомель, ул. Героев подпольщиков, 20 (зарядка Mode 3)

АЗС № 39, г. Гомель, ул. Косарева, 20 (зарядка Mode 3)

АЗС № 20, г. Гомель, ул. Хатаевича, 40 (зарядка Mode 4)

АЗС № 59, Гомельский р-н, М-5, 285-й км (зарядка Mode 4)

АЗС № 28, Новая Гута (зарядка Mode 4)

Гродненская область

АЗС № 81, Ошмянский р-н, М-7, 127-й км (зарядка Mode 4)

АЗС № 84, Гродненский р-н, М-6, 291-й км (зарядки Mode 4)

Парковка, г. Ивье, ул. Энгельса, 23 (зарядка Mode 3)

г. Минск 

Автостоянка, г. Минск, ул. Лещинского, 4А (зарядка Mode 3)

АЗС № 23, г. Минск, пр. Победителей, 143 (зарядка Mode 4)

МАЗС № 27, г. Минск, ул. Сырокомли,  9 (зарядка Mode 4)

АЗС № 57, г. Минск, Долгиновский тракт, 189 (зарядка Mode 4)

Минская область

МАЗС № 38, Воложинский р-н, М-6, 57-й км (зарядка Mode 4)

АЗС № 76, Крупский р-н, М-1, 494-й км,76 (зарядка Mode 4)

АЗС № 49, Слуцкий р-н, Р-23, 109-й км (зарядка Mode 4)

АЗС № 28, Минский р-н, район д. Углы (зарядка Mode 4)

АЗС № 74, аг. Колодищи (зарядка Mode 3)

Могилевская область

АЗС № 29, Бобруйский р-н, М-5, 131-й км (зарядка Mode)

0
398
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также