БЕЛОРУСНЕФТЬ

От полуторки до «стиляги» – гаражные истории нефтяников

Автор: Александр БАРАНОВСКИЙ/ фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
0
373
28.10.2018

По автомобильному ангару «Белоруснефти» можно изучать историю советского автопрома. Тем более, чтобы увидеть эволюцию машин, далеко ехать не надо. Достаточно побывать в музее Речицкого управления технологического транспорта

Сама профессия заставляет водителя быть собранным, наблюдательным и внимательным к мелочам. Дорога, знаете ли, мобилизует. Не зря множество поговорок об осторожности относятся к водительскому лексикону: «Тише едешь, дальше будешь», «Не жми сто, а живи сто», «Быстро поедешь, тихо понесут». Ну, а взять прозвища автомобилей, которые дают им водители? Они всегда точны, остроумны, лаконичны, и как аксиома – доказательств не требуют.

Расшифровываем прозвища

Знаменитый ГАЗ АА прозвали полуторкой. Больше 1,5 тонн она не возила.

ЗИС-5 – это «Захар», иногда его называли уважительно – «Захар Иванович». Основной автомобиль Красной армии, проехавший с ней дорогами войны. Словом, автомобиль-солдат.

Больше всех прозвищ досталось ЗИЛ-157.

Судите сами – «Трумэн», «Мормон», «Бонифаций», «Утюг» и «Крокодил». В этих именах соединились американская родословная от «Студебеккера», плавный ход и невероятно высокая проходимость.

А вот автомобиль послевоенного поколения ГАЗ-51 или грузовик Всея Руси называли «Газон».

ЗИЛ-130 в обиходе был «Стотридцатый». ГАЗ-63 за довольно посредственную маневренность в сердцах ругали – «Корч».

УАЗ-452 за сходство с булкой хлеба «Ржаной» стоимостью 14 копеек прозвали «Буханкой», а УАЗ-452Д со сдвоенной кабиной и небольшим кузовом сделали «Головастиком». УАЗ-469 нарекли «Бобиком». Скорее всего, за то, что ездил много, но не на дальние расстояния – как собака на привязи. Автомобиль КАЗ-605, КАЗ-608 «Колхида» по заявлению его изготовителя (Кутаисского автомобильного завода) – это седельный тягач, то есть машина, работающая с полуприцепом. «Армянское радио» так охарактеризовало его скоростные возможности: «У кутаисцев спрашивают: какую максимальную скорость развивает ваш высокогорный тягач? Они отвечают: если затащить его на гору Арарат и подтолкнуть, то – все 70!». «Высокогорный тягач» приросло к КАЗу навечно, хотя ландшафтный диапазон применения машины дал «Колхиде» и другие клички: «Цирковая лошадь», «Жаба», «Гордость Грузии – слезы России». Водители про него даже частушку сложили: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря. Кто на КАЗе не «пахал», тот не знает горя».

МАЗ-500 – первый большегруз Белоруссии и СССР, выполненный по бескапотной схеме. За подчеркнуто крутую переднюю часть кабины стал «Лобатым» или «Лобастым». МАЗ не только трудяга, участник многочисленных авторалли, но и киноактер. Он «сыграл» вместе с Николаем Олялиным одну из главных ролей в фильме «Мировой парень». На дорогах МАЗы встречаются до сих пор, кстати, как прежде «Лобатые».

Трактор ДТ-75 за узкие гусеницы и скругленную форму кабины стал «Стилягой». Ходили слухи, что конструктором этой машины была женщина. Может быть, поэтому трактор получился симпатичным.

Статусные авто и простые имена

К ним причисляли «оперативников», то есть автомобили для начальствующего итээровского состава. Известные всем ГАЗ-67 и ГАЗ-69 –   «Козлик», «Козел».

Наш архив. Речица. Автотракторная колонна. Слева направо: Виталий Гончаренко, Арнольд Мухницкий, Борис Езотченко и их верный ГАЗ-69

Говорят, прозвище он получил за короткую межосевую базу, из-за которой часто «подпрыгивал» на неровной дороге. По другой версии, когда машину заводили «кривым стартером» и по невнимательности устанавливали вторую, а не на нейтральную  передачу, как полагалось инструкцией, он дергался и «бодал» водителя. ГАЗ-67 фронтовики еще ласково называли «Иванушка» или «Иван-Виллис», намекая на родоначальника целой серии этих надежных и неприхотливых машин-джипов.

В качестве оперативного транспорта нефтяники использовали и автомобили семейства ВАЗ: ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. За характерный узкий вид передней части кузова их называли «Зубило».

ГАЗ-21, другие авто семейства Горьковского завода «служили» руководителям. За формы решетки радиатора они получили имена «Звезда» и «Акула». Но до сих пор они именуются еще и «Танк во фраке».

ГАЗ-24 «Волга» ласково называли «Волжана», «Шаланда», «Баржа», а иногда и «Купчиха» – видимо за плавный вальяжный ход и мягкую подвеску. Была и малоизвестная версия этого семейства – ГАЗ-23. Такие авто «состояли на службе» в КГБ. Комплектовались более мощным двигателем от «Чайки» и развивали скорость 170 км/час. За что и прозваны «Догонялками».

Про Колю и его «Лапоть»

Но бывало и так, что прозвище автомобиля переходило к его водителю. В 80-х в Речицком управлении технологического транспорта работал на КрАЗ-255Б молодой водитель Николай. И вот однажды на буровой застрял трубовоз. На вопрос ответственного дежурного, кого из водителей направить на помощь, диспетчер, не задумываясь, выпалила: «Колю Лаптя».

Дежурный позвал Николая – «Лапоть!» и дал ему задание. Водитель внимательно выслушал и с укором сказал: «Ладно, водители дразнят меня за глаза по прозвищу этого монстра, – Николай кивнул в сторону громадного КрАЗа. – Но вам, итээровцу, не к лицу повторять глупые клички»… Дежурный опешил, вспомнив, что в обиходе КрАЗ-255Б называют «Лапоть», «Лапотник», «Лаптежник». А прозвали машину его так за широкий профиль колес и высокую проходимость. Неловкость ситуации «разрулила» сама диспетчер. Вернее, переключила внимание на себя: «Коля, Лапоть, – кричала она на весь гараж. – Ну, где ты застрял? Иди, получай путевку!». Прозвище авто прилипло к его водителю.

Из этого «благородного семейства» КрАЗов не выбивался и КрАЗ-257 по прозвищу «Людоед». С этой машина тоже связана одна из баек управления транспортников. Как-то к умудренному жизненным опытом Анатолию Петровичу подошел молодой, крепкого сложения водитель Слава и предложил ему поменяться автомобилями. Свой новый, только с завода КрАЗ-самосвал на старенькую «Татру-815», видавшую виды и наши дороги. И добавил: «Петрович, тебе год до пенсии. Хоть покрутишь баранку, как белый человек – на новой машине». Обмен состоялся… Через пару месяцев выезд из гаража «Татре» (теперь уже славиной) перегородил КрАЗ аксакала. «Слава, сынок, давай меняться обратно, – просил он. – А то через полторы-две недели этот «Людоед» меня загрызет». Действительно, чтобы «прокормить-обслужить» такого монстра (например: поменять колесо), требовалась недюжинная сила, которая у пенсионера Петровича была на исходе.

Некоторые машины из прошлого можно увидеть на специальной площадке автогаража № 1 Речицкого управления технологического транспорта. Одни из них – заняли свое место на постаменте с помощью крана, другие – гордо взошли на него своим ходом.

В любом случае автомобили и спецтехника, участвовавшие в освоении месторождений белорусской нефти, заслужили, чтобы о них помнили. Это относится и к людям, которые на них работали и любовно «крестили» свои машины, давая им имена, полнее раскрывавшие особенности стальных «характеров».

0
373
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также