БЕЛОРУСНЕФТЬ

Прокачали! Все о нефти и не только…

Автор: Ольга ХОЛОДОВИЧ /фото Дмитрий Сапов/NEFT.by
0
596
17.10.2018

Цены на нефть – реальные и прогнозируемые, рынки нефтепродуктов, налоговый маневр. Это лишь часть тем, которые обсуждали специалисты. В Минске прошла VI Международная отраслевая конференция «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

Более 300-т специалистов из 19 стран, 4 сессии, 14 докладов и технический визит на завод «Нафтан». Это лишь статистика форума, за которой стоит активная работа всех его участников. Цены за баррель нефти и экспорт нефтепродуктов, перспективы модернизации и особенности логистики, налоговый маневр и перспективные рынки сбыта. Участники форума – руководители и топ-менеджеры нефтяных компаний, НПЗ, ведущие нефтетрейдеры, аналитики и ключевые эксперты, руководители компаний-операторов розничного рынка нефтепродуктов обсудили тенденции рынков энергоносителей, перспективы белорусской нефте- и газопереработки, трейдинга нефтепродуктами и сжиженным газом, а также инновации в сетях АЗС и нефтебазового хозяйства.

В мировом масштабе

Нефтяной вопрос сегодня волнует всех: от производителей до автолюбителей. Конференция, организаторами которой выступают объединение «Белоруснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания», стала брендом,  уникальной диалоговой площадкой для обмена мнениями и возможностью получить актуальную информацию из первых рук.

«Цены на нефть марки Brent останутся в диапазоне между 72–80 долларов за баррель до конца года, – отметил директор департамента анализа и прогнозирования глобальных рынков нефти Томсон Рейтер Шакил Бег. – Впервые с ноября 2017 года цены за баррель нефти Brent/Dubai EFS опускались на 3 доллара США и ниже из-за нерегулярных поставок ОПЕК. Однако в связи с дефицитом поставок из бассейна Атлантического океана в последние недели надбавки на Brent резко увеличились. Аналитики предполагают, что мировой спрос на нефть увеличится приблизительно на 1,1 миллиона баррелей в день».

Политика ОПЕК, санкции по отношению к Ирану, кризис в Венесуэле – цены на нефть зависят от множества факторов. Что касается Беларуси, то в нашей стране добывают «черного золота» меньше, чем перерабатывают. Хорошей возможностью для Беларуси могла бы быть переработка нефти из Ирана, констатировал Шакил Бег, отвечая на вопросы журналистов. Но при этом нужно прорабатывать вопросы логистики, например, пути доставки по железной дороге или трубопроводу. Также аналитик отметил, что иранская нефть – высокого качества. И белорусские НПЗ могут получить высокую маржу при ее переработке.

Виктор Парно, вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии «Аргус Медиа», о котировках Аргус

Мировые гиганты и региональные лидеры рынка нефтепродуктов сегодня используют котировки Argus. Это одно из крупнейших ценовых агентств мира, которое публикует более 11 тысяч спотовых и форвардных ценовых котировок, а также занимается исследованием мировых товарно-сырьевых рынков. Методика Argus отражает цены реальных сделок, и разработана совместно с участниками рынка. Отличительной особенностью деятельности агентства эксперты считают точный прогноз: на три месяца — верность 90–95 %, на год — 85 %

Построить 10 АЗС и 14 реконструировать в этом году – планы крупнейшего топливного оператора Беларуси озвучил заместитель генерального директора «Белоруснефти» Сергей Каморников.

Мы пришли к решению отдать предпочтение реконструкции заправочных станций. Так как строительство новых автозаправок приводит к перераспределению потока покупателей между существующими АЗС. Случалось, что строительство новой заправки влекло за собой закрытие  действующей. Кроме того, «Белоруснефть» стала государственным оператором по созданию в Беларуси зарядной сети для электромобилей. До конца года мы планируем открыть в стране до 100 зарядных станций. Электрозаправки появятся на всех основных магистралях, чтобы потребитель, имеющий электромобиль, мог доехать из любого областного центра до Минска, либо пересечь страну из Западной Европы в РФ или Украину.

Развитие собственного бренда общественного питания и ритейла, доставка еды, расширение программы лояльности и общение с клиентом через разные каналы коммуникации Сергей Каморников обозначил перспективные и инновационные решения для развития сети АЗС «Белоруснефти».  Это – требование времени, сопутствующий сервис составляет уже 60 % прибыли крупнейшего топливного оператора страны.

Переработка, экология, логистика, экспорт

К 2020-му году Международная морская организация (IMO) полностью запретит использовать бункерное топливо с высоким содержанием серы. Ее  содержание не должно превышать 0,5 %. Цель нового ограничения –сократить выбросы оксидов серы с судов и тем самым уменьшить загрязнение воздуха.

«Это значит, что спрос на продукты с низким содержанием серы значительно вырастет, уверена редактор издания «Argus Экспорт нефтепродуктов» Эльвира Чукмарова. – НПЗ, оборудованные гидрокрекингом, должны получить по меньшей мере ту же маржу, будет ли работать эта установка или нет. Сейчас у них еще есть время, чтобы выбрать лучший способ произвести необходимое топливо. Изменения стоит ждать также судоходным компаниям и грузоотправителям. Приоритеты главных участников процесса приведут к резкому изменению структуры спроса на используемое морское топливо, и окажут непосредственное влияние на нефтепереработку во всем мире».

Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков – самый масштабный проект в истории модернизации Мозырского НПЗ. Ввести его в эксплуатацию планируется в ноябре 2019 года.

«Это позволит заводу увеличить глубину переработки нефти до 90 %, отметил и. о. заместителя генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов. – А также нарастить объемы выпуска дизельного топлива и гидроочищенного вакуумного газойля, востребованных на мировом рынке. Снизится производство мазута, но его качество будет соответствовать европейским стандартам. Все виды автомобильного топлива, которые выпускаются на Мозырском НПЗ – стандарта «Евро-5».

Олег Протасов: «Модернизация – залог успешной работы предприятия

Модернизация завода станет и определенным запасом прочности при проведении налогового маневра в России, уверен Олег Протасов. Сейчас сложно оценить, как это повлияет на маржинальность переработки нефти.

С начала года на еще одном нефтеперерабатывающем заводе Беларуси – «Нафтане», переработано 8,5 миллионов тонн нефти. Это превышает средние показатели европейских НПЗ. На заводе выпускают  более 100 наименований нефтепродуктов и нефтехимической продукции. География экспорта Россия,  Украина, страны Прибалтики, Нидерланды, Израиль.

Заместитель директора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич: «Мы выполняем все обязательства по переработке российской нефти».

Мы выполняем все обязательства по переработке российской нефти. По объемам нефти работаем в оптимальном режиме. Сложно сказать, какими эти показатели будут к концу года, так как сейчас между Беларусью и Россией идут переговоры. Мощности предприятия позволяют перерабатывать 12 миллионов тонн нефти в год.

«Белоруснефть» перерабатывает попутный нефтяной газ на собственном Белорусском газоперерабатывающем заводе.  Это единственное подобное производство в Беларуси. Современное оборудование и технологии позволяют получать здесь индивидуальные углеводородные фракции – востребованную продукцию в странах Евросоюза. Предприятие имеет европейский паспорт безопасности REACH, благодаря которому получила возможность поставлять фракции в страны Европейского союза. Продукцию завода отправляют в Польшу, Украину, Нидерланды, Сербию, Румынию, Словению, Болгарию, Македонию, Венгрию, Австрию, Италию.

«Раздельные фракции используются на нефтеперерабатывающих заводах, а также для нужд нефтехимии, – пояснил Сергей Каморников. – Существует определенный алгоритм реализации этой продукции. Предприятие размещает коммерческие предложения на нашем официальном сайтезатем предложения направляются по электронной почте потенциальным покупателям. Следующий шаг – прием предложений, заключение контракта с потребителями проводимых торгов».  

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСНЫХ ТОРГАХ

Для обеспечения допуска к торгам по реализации продукции БГПЗ на долгосрочной основе претенденты должны подписать соглашение об условиях проведения и участия в торгах на заключение контракта.

Предложения, присланные без заключения соглашения и исполнения всех условий  соглашения, к рассмотрению не принимаются.

Одним из условий соглашения является внесение задатка на участие в конкурсных торгах, исходя из количества планируемой к приобретению продукции.

От Сингапура до Колумбии. Белорусская нефтяная компания имеет 5 дочерних компаний – в Великобритании, Польше, России, Латвии и Украине. Бензин и дизель, мазут, битум, нефтяные масла. С начала года БНК экспортировала 8 миллионов тонн нефтепродуктов. По итогам года экспорт будет составлять около 11 миллионов тонн, на уровне прошлогоднего.

Заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб рассказал об экспорте белорусских нефтепродуктов

Мазут традиционно идет в Сингапур, бензин – в США и Латинскую Америку, дизтопливо по морю в Польшу и Германию. Мы работаем с крупными мировыми трейдерами. В портах они практикуют укрупнение партий нефтепродуктов. Бывает, меняют направления в портах. Поэтому мы можем даже и не знать, куда наши нефтепродукты уходят. Что касается водного пути, сейчас компания работает в основном через порты Прибалтики, так как затраты в этом случае ниже, чем при поставке через порты России. На эту ситуацию оказывают влияние тарифная политика РЖД и самих нефтеналивных терминалов. Что касается украинского рынка, его можно рассматривать как один из перспективных. Доля украинской дочерней компании БНК в украинском импорте бензина составляет 81 %, в импорте дизтоплива — 40 %».  

Налоговый маневр и IT-решения

Одним из самых обсуждаемых вопросов на конференции стал налоговый маневр России. Обе страны работают над сближением позиций по поставкам нефтепродуктов. В том числе и на высшем уровне. Ожидается, что к концу года будут обозначены размеры компенсаций для белорусской экономики из-за налогового маневра в нефтяной отрасли РФ.

Руководитель отдела анализа маркетинговых исследований компании «Томсон Рейтер» Александр Шкурин: «Налоговый маневр повлияет на российских и белорусских производителей»

К 2024 году экспортная пошлина на нефть обнулится, российская нефть, поставляемая в Беларусь, будет стоить столько же, сколько и на мировом рынке. Поэтому, если не будет льгот, не будет скидок. Понятно, что белорусская сторона начнет искать какие-то альтернативы. Важный момент – это то, что правила должны быть прописаны однозначно. Чтобы не было взаимных претензий государств друг к другу.

В то же время, в Беларуси не ожидают дефицита нефтепродуктов в случае ограничения поставок из России. В компании «Белоруснефть» в частности отмечают, что крупнейший топливный ритейлер страны реализует в своей сети АЗС только топливо отечественного производства.

Сергей Каморников: «Дефицита не будет».

Все нефтепродукты, которые продаются в нашей сети, являются продукцией либо Мозырского НПЗ либо «Нафтана». Поэтому могу стопроцентно гарантировать, что на нашей сети это не отразится. Что касается российских топливных операторов – «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Татнефть», имеющих АЗС в Беларуси, – все они работают с нашими заводами, и большая часть реализуемых ими нефтепродуктов тоже белорусского производства.

Кто такие миллениалы или поколение Y?

И почему ритейлерам стоит учитывать их интересы? Специалисты уверены – упускать такую аудиторию нельзя, нужно действовать.

Это поколение людей, которые родились примерно с 1980 по 2000 годы. Амбициозные, целеустремленные, открытые всему новому. Не выпускают из рук гаджеты и всегда online. Именно миллениалы больше, чем представители других возрастных категорий предпочитают совершать покупки в интернете. В Беларуси число реальных пользователей сети интернет в возрасте от 15 лет составляет более 5 миллионов человек, около трех миллионов из них – это владельцы автомобилей.  Поэтому портал, личный кабинет, мобильные приложения – для них это привычно. А компаниям IT-решения позволяют автоматизировать взаимодействие с клиентами, а также строить свое дело непосредственно на интересах и предпочтениях потребителей. SAP-решения упрощают ведение бизнеса за счет централизованного управления коммерческими  процессами, каналами сбыта и рынками.

Михаил Антонович также отметил такие преимущества SAP-решений, как доступность, возможность быстрой адаптации под актуальное законодательство, со сроком внедрения 6-9 месяцев в стандартной конфигурации. Вместе с широкими функциональными возможностями отдельных продуктов SAP, предприятиям среднего и малого бизнеса предоставляют решения, модели передовой практики бизнеса конкретных отраслей.

Зарубежный опыт

Вкусно, стильно, атмосферно или новые форматы автозаправочных станций. Участники конференции на примере конкретных успешных проектов рассуждали о тенденциях, направлениях и идеях АЗС в мире, о том, как повысить качество обслуживания клиентов. Например, модернизация заправок в Польше включает изменение ассортимента магазина и гастрономической концепции. А в США заправочная станция позиционируется как продолжение городской среды.

Доступность качественной готовой еды и напитков создает гало-эффект в отношении остального ассортимента и бренда магазина в целом. Позитивная эмоциональная реакция переносится и на другие элементы магазина. Вместе с тем форматы магазинов и кафе при АЗС должны быть адаптированы к конкретным требованиям каждой отдельной станции. Самое главное – это прислушиваться к потребностям клиентов и улучшать свои услуги, постоянно внедряя инновации в бизнес. Плюс мониторить то, что делают конкуренты.

26 миллионов чашек кофе, 10 миллионов хот-догов, 1,5 миллиона десертов и круассанов в год. Всего за несколько лет сеть WOG-кафе создала новый концепт гастрономической культуры на АЗС.

Руководитель управления общественного питания компании WOG

Весь ассортимент нашей продукции – это собственные уникальные рецептуры, разработанные командой специалистов компании WOG и реализованные лучшими производителями. Ингредиенты для готовых блюд разработаны с учетом концепции «to go» и поступают в кафе в максимальной степени готовности, что позволяет сократить время ожидания клиента. Фреш-сэндвичи, салаты, горячие блюда имеют удобную упаковку, на которой есть информация о составе продукта, сроках хранения. Сеть АЗК WOG уже ассоциируется и с кафе, где можно вкусно и недорого перекусить, а также с WOG MARKET, где можно приобрести абсолютно все.

Бренд общепита украинского топливного оператора стал настолько популярным, что в компании появилась сеть WOG CAFÉ без заправок и бензина. В аэропортах, городах и даже поездах. Цены в которых такие же, как и в кафе при АЗК. А еще здесь действует программа лояльности, клиент может рассчитываться бонусами, которые насчитаны за покупки на заправках.

Технический визит

Второй день работы конференции сменил деловой формат на заводской. Участники форума побывали на нефтеперерабатывающем заводе «Нафтан» в Новополоцке.  Производственные объекты, стандарты качества авиатоплива и совершенно новый для Беларуси вид продукции, планируемый к производству   нефтяной кокс. Представителям белорусских, латвийских, польских, российских, украинских компаний  показали строящийся комплекс замедленного коксования. Разобраться в технологических процессах предприятия гостям помогли специалисты ОАО «Нафтан».

Нефтегазовая конференция стала насыщенной и динамичной. Дискуссии и переговоры, новые партнеры и контракты, и самое главное – живое общение.
Освещали мероприятие более 30-ти журналистов из Беларуси, России, Украины. География участников – 19 стран: Великобритания, Швейцария, Сингапур, ОАЭ, Нидерланды, Гонконг, Польша, Румыния, страны Прибалтики и СНГ. Форум прошел в 6-й раз. Поучаствовать в нем стремятся успешные и амбициозные руководители, специалисты, бизнесмены, эксперты и аналитики. То есть люди, которые понимают, что развитие – это движение.

0
596
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также