Электромобиль

Ампер против литра

Автор: Виктория ЛАЗЮК / фото Вячеслав Суходольский/ Neft.by
0
406
31.08.2018

Бензин или электричество. Соревнование продолжается. Кто победит и причем здесь «Белоруснефть»?

Дело в том, что «Белоруснефть», несмотря на то, что является нефтедобывающей компанией, намерена построить более тысячи станций для зарядки электромобилей к 2030 году. И это намерение подкреплено Указом Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей». Этим документом «Белоруснефть» определена  государственным оператором по созданию и развитию зарядной сети для электрокаров. И уже к концу 2018 года компания планирует установить около 100 станций.

Шесть лет назад

Электрозарядной темой белорусские нефтяники занялись почти 6 лет назад – весной 2012 г. Изучали, анализировали. Тогда в нашей стране электромобили можно было увидеть, пожалуй, лишь на детских аттракционах да в производственных цехах. Кстати на учете в ГАИ в то время не было ни одной электрической машины. И тем не менее, нефтяники решились. И не только поучаствовать в создании инфраструктуры, но и на себе испытать плюсы- минусы и устанавливаемой техники для зарядки, и самих мобилей. Такую проверку электрический «японец» производства Nissan Leaf проходит уже несколько лет.

Электромобиль Nissan Leaf проходит проверку в компании «Белоруснефть»

В то же время эксперты говорили о том, что лет через 5 электрокары и сопутствующая инфраструктура массово начнет появляться и в Беларуси. Прогнозы оправдались. Хоть и не массово, но появились – и электромобили, и электрозарядные станции. В том числе белорусского производства. И это уже не вызывает удивления. Скорей такую реакцию вызывает информация о масштабном распространении электрического средства передвижения в мире.

От Голливуда до Ватикана

BMW, Porsche, Nissan, Chevrolet, Fiat, Ford, Honda, Tesla. Сайты автомобильной тематики пестрят сообщениями об электрических моделях лидеров автопрома. В декабре 2017 г. к ним добавилась и Toyota , которая до недавнего времени делала ставку на водородный транспорт и единственная в мире серийно выпустила такое авто – Mirai. И если эта японская компания пока только заявила о готовности электрифицировать свой модельный ряд, то все вышеперечисленные производители уже изготавливают электрические машины. Их продукты вошли в топ лучших мобилей современного рынка. Продажи идут. И чтобы шли они не худо-бедно, а чуть активнее, компаниям приходится заниматься продвижением электромоделей – рекламой машин и пиаром электрической темы. Участвуют в раскрутке и медийные лица: известные политики, представители шоу-бизнеса, актеры. Например, Арнольду Шварценеггеру подарили электрический мерседес. Джордж Клуни ездит на двухместном электромобиле «Танго 600», Джозеф Гордон Левитт – на Nissan LEAF. Испытывает электрические машины не только Голливуд. Появились современные модели и в Ватикане. Тоже в качестве подарка – на этот раз папе римскому Франциску. Это Ampera-e и Nissan LEAF.

Главная идея продвижения электромобилей – безопасная окружающая среда. Не навредить природе – основной посыл автопроизводителей. И он работает. Как и логика жизни. Технический прогресс позволяет перейти на другие виды энергоносителей. В данном случае – на электричество. Электроэнергию, а вернее, доступ к ней – специалисты называют нынешним трендом. И главное ее преимущество – доступность.

Андрей Котик, заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе «Белоруснефти»

«Углеводороды по своему происхождению имеют, кроме всего прочего, географическое ограничение, – объясняет Андрей Котик, заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе «Белоруснефти», который курирует на предприятии вопросы альтернативной энергетики, в том числе развития электрозарядной инфраструктуры. – Электроэнергия более «демократична» с точки зрения источников сырья для ее производства и доступа к ним. Стремительное снижение стоимости солнечных батарей, ветрогенераторов позволяет любому государству получить доступ к энергии без географических ограничений. Также не будем забывать о промышленных масштабах роста систем накопления и уже сегодня «наступающем завтра» – интернет энергии и цифровой технологии децентрализации доступа блокчейн, более известную в виде криптовалюты биткоин».

Конфликт интересов

Тренды трендами, продвижение продвижением. Но с консерватизмом водителей традиционных авто не так легко бороться. Что, кстати, подтверждает история – история электрических машин. Она началась более ста лет назад с недоверия, и до сих пор водители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не поменяли к ним своего отношения. Более века прошло с тех пор, когда Брокгауз и Ефрон написали в своей энциклопедии: «Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический». Аналогичную фразу повторяют и сейчас. Но о будущем теперь говорят как не о чем-то заоблачно-туманном – расстояние до него устанавливают всего в несколько десятков лет. Тем не менее, сути это не меняет. Конфронтация продолжается. Сторонники и противники все также отстаивают собственные взгляды, а вместе с ними и интересы. Пока лидируют противники. Тем более, что опыта у них побольше. Почти 135 лет. Если начинать отсчет со времени изобретения ДВС на жидком топливе. А это 1885 год. Правда, до сих пор нет единства в вопросе, кому отдать первенство в изобретении. Кто-то считает, что это немецкие инженеры Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах (прародители бренда «Мерседес-Бенц»), кто-то называет первооткрывателем Огнеслава Костовича из России. Но сейчас не об этом.

Аргументы адептов ДВС-машин – мощность двигателя, доступность топлива и километраж пробега. И на их стороне, конечно, те, кто добывает, продает нефть и производит автотопливо. Нефтяные компании многое потеряют при серьезном развитии электротранспорта. Со снижением спроса на традиционное топливо, они лишатся доходов. В перспективе. Например, аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что к 2030 г. при таком сценарии нефтяная отрасль потеряет 2 трлн долларов США потенциальных ежегодных доходов. Из них более 850 млрд долларов США могут недополучить бюджеты государств – в виде налоговых отчислений.

В поддержку электрической темы выступают производители электрокаров и экологи. Их доводы не менее убедительны: нефть когда-нибудь закончится, или станет трудноизвлекаемой, а значит затратной, следовательно, энергетические кризисы продолжатся, цены на автотопливо будут постоянно расти, да и технический прогресс никто не отменял. Но основных обоснований электрификации транспорта – два. Первое – это бережное отношение к окружающей среде.

Хотя «экологический» аргумент уже подвергают сомнению. Мол, вред природе наносят не бензиновые авто, а старые авто, к тому же производство аккумуляторов для электромобилей причиняет не меньший вред экологии. Второй аргумент – экономичность обслуживания-содержания электромобилей. Посчитаем.

Арифметика затрат

Итак, вычислим соотношение стоимости электроэнергии и традиционного топлива. В Европе средняя стоимость 1 кВт*ч около 0,14 евроцента, 1 л 92-го бензина – 1,4 евро. В Беларуси 1 кВт*ч – в пределах 0,1 евроцента, 1 л АИ-92 – 0,51 евроцент.

Посчитаем

Потребление на 100 км пробега:

— электромобиль – 20 кВт*ч = 2,8 евро (в Европе), 2 евро (в Беларуси);

— традиционный автомобиль – 8 л топлива = 9,68 евро (в Европе), 4,23 евро (в Беларуси).

Таким образом, зарядить электромобиль обойдется в 2-3 раза дешевле. В некоторых странах ценовое преимущество заправки «электричеством» перед жидким топливом составляет 10 раз.

Не зря новостные сайты пестрят заголовками: «Электромобильное будущее. Потребление нефти может сократиться на треть», «Eon построит 10 000 пунктов зарядки электромобилей в Европе к 2020 году», «Европа обещает в ближайшем будущем запретить двигатели внутреннего сгорания. Индия и Китай – тоже «за», «В мире уже насчитывается более 3 миллионов электромобилей, и количество растет». И, если в абсолютных цифрах 3 млн выглядит мощно, то в сравнении – это всего лишь чуть более 1 % в общем количестве авто. Тем не менее, автопроизводители проявляют решимость – они намерены не только расширять модельный ряд электромобилей и постепенно свести на нет выпуск ДВС-машин. Автогиганты собираются строить еще и станции для зарядки мобилей.

А пока на обывательском уровне продолжаются споры «бензин или электричество», эксперты говорят о третьей промышленной революции.

Что это такое?

О глобальном

Итак, по мнению специалистов, мир стоит на пороге третьей промышленной революции. В новой реальности произойдут системные изменения в организации экономики. В такой модели потреблению ископаемого топлива отводится минимум. На первый план выходят интернет-технологии вместе с возобновляемыми источниками энергии. Именно им отводится роль основы для создания мощной энергетической инфраструктуры.

Фантастика? Может быть. Тем более что мировая экономическая система зависит от ископаемого топлива. Но понимание того, что нефтяная эпоха переживает упадок, посеяла сомнения в ее будущем. Как пишут в блоге ewascience.com, «глобальный объем производства вырос, и, поскольку каждый вид деятельности в нашей экономике требует энергии, получаемой из углеводородов, на уменьшающиеся запасы ископаемого топлива все больше растет спрос. … Но всякий раз, когда растет производство, цены на нефть тоже тянутся вверх, покупательская способность падает, а экономика замедляется. Конечно, нефтяной кран не высохнет за одну ночь. Есть еще уголь, битуминозные пески, тяжелая нефть и сланцевый газ. Но они являются более грязными, дорогими. Мы также не можем заменить свою энергетическую инфраструктуру за одну ночь. Вызов заключается в сохранении старого образа жизни – в режиме поддержания жизнеобеспечения достаточно долго, чтобы заложить основы для новой энергетической инфраструктур». Словом, наш консерватизм уже отравлен сомнениями.

Итак, на чем будет держаться новая энергетическая инфраструктура? Это возобновляемые источники энергии, системы ее накопления и распределения. И здесь уже появляются новые термины – блокчейн и интернет энергия, или энергонет. Простыми словами энергонет – это динамичная, распределенная, резервируемая, многопользовательская энергосеть, построенная для поколения «зеленой» энергии, ее хранения и доставки. Электричество можно будет получать из любого накопителя, по запросу. По аналогии с интернетом – нашел точку доступа и ты в сети. На базе энергонета могут строиться системы «умных» домов, улиц и целых городов. Как объясняют на портале ain.ua, энергонет – это основа для всех технологий умного города, включая интернет вещей, распределенные системы, соединенные магистральные сети связи, сетевые технологии, машины на автопилоте, зарядки для электрокаров и так далее. Такие технологии, как уверены многие специалисты, изменят мир, заставят нас пересмотреть суть различных сервисов, транспортных систем, страховки, недвижимости, финансов. Знатоки уверяют, что это не фантастическое будущее. Это реальность.

Вспомним, как развивался интернет. Всего 30 лет назад о нем только говорили. Переход на чистую энергию, по мнению экспертов, покажется быстрым и бережливым, поскольку технологии хранения солнечной энергии и энергии в целом масштабируются, развиваются решения для умных городов, а цены на все это – падают. Кстати, всего лишь за пару лет, солнечные батареи подешевели на 80 %.

Что касается блокчейн, то эта технология имеет отношение не только к биткоинам. Она касается или, по крайней мере, весьма скоро коснется не только сферы финансов. Это, как объясняют на сайте coinspot.io, распределенная база данных, у которой устройства их хранения не подключены к общему серверу. База хранит постоянно растущий список упорядоченных записей – блоков. При этом каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Словом, технология приведет к децентрализации многих отраслей. Например, позволит пользоваться интеллектуальной электрической сетью: передавать данные об энергопотреблении в интеллектуальную электрическую сеть. При потреблении определенного количества электроэнергии другая цепочка блоков автоматически переводит нужную сумму с вашего счета на счет энергетической компании. В результате автоматизируются работа счетчика и процесс выставления счетов.

Развиваются и системы накопления энергии. Например, компания Tesla построила крупнейшую в мире систему накопления энергии в Австралии. Станция содержит крупнейший в мире литий-ионный аккумулятор. Мощность системы составляет 100 МВт, а емкость – 129 МВт*ч. Она объединена с ветряной электростанцией и может обеспечивать электричеством 30 тысяч домов. Кстати, совсем недавно самая крупная система накопления энергии могла собрать лишь 20 МВт. Так что произведенную энергию скоро будут попросту накапливать и хранить повсеместно.

Tesla построила крупнейшую в мире систему накопления энергии – в Австралии. Мощность системы составляет 100 МВт, а емкость – 129 МВт*ч.

Что касается Беларуси, то появление собственной атомной электростанции, приведет к избытку энергии, а значит ее удешевлению. Добавим сюда развитие «солнечной», «ветряной» энергии в стране – и становится понятным, что тема электротранспорта как раз кстати. Будет чем его «заправить». Доступная энергия позволит без проблем «залить в бак машины электричество». Так что можно спорить, а можно находиться в тренде, в центре прогресса.

«Белоруснефть» – вне спора

Самая крупная компания страны, лидер розничного рынка нефтепродуктов – это компания «Белоруснефть». Она же возглавляет и нефтяную отрасль республики – ищет, добывает углеводороды, перерабатывает попутный нефтяной газ, занимается нефтяным сервисом.

Более 560 АЗС в стране работают под брендом «Белоруснефть». На заправках продают бензин, дизельное топливо, пропан-бутан автомобильный. И, тем не менее, участвовать в споре «бензин или электричество» компания не собирается. Как сказал один умный человек: «Очевидное не нуждается в доказательстве». А очевидное заключается в том, что прогресс не остановить. А то, на что нельзя повлиять, по словам еще одного мудрого человека, стоит возглавить. Тем более что с недавних пор «Белоруснефть» еще и производит электроэнергию. И инфраструктура для электротранспорта отлично вписывается в этот вид деятельности. «Заправку электричеством» можно считать также продолжением услуг компании по заправке автомобилей традиционным топливом. К тому же предприятие «Белоруснефть» всегда отличала способность работать на опережение, быть подготовленным к изменениям рынка. А специалисты предрекают стремительное развитие электротранспорта.

Прогнозы

Bloomberg New Energy Finance:

— к 2030 г. 24 % от общего числа продаж новых авто составят электромобили; — перелом в сознании и приоритете автомобилистов произойдет между 2025 и 2030 годами – в этот период электромобили станут конкурентными по цене для массового рынка. Предполагается, что в Беларуси к этому времени на учете будет около 55 тысяч электромобилей.

В компании следуют правилу «У клиента должен быть выбор». И если есть спрос, есть и предложение. И коль появилась необходимость «заправляться амперами», значит такая возможность у клиентов «Белоруснефти» будет. Вернее, уже есть. На 18 ЭЗС. Пока на 18.

«Белоруснефть» стала национальным сетевым оператором по заправке электромобилей и создает соответствующую инфраструктуру. Амбициозно? Скорее, логично. Кому, как не крупнейшему государственному предприятию, которое позиционирует себя как энергетическая компания, к тому же с разветвленной сетью автозаправочных станций строить сеть ЭЗС. Столь же мощную, технологичную, современную.

Правда, некоторые скептики считают, что розетка – и есть розетка. Привычное, дешевое устройство.

«Белоруснефть» стала национальным сетевым оператором по заправке электромобилей и создает соответствующую инфраструктуру.

— «Я бы поспорил о затратности этого сервиса, – рассуждает Андрей Котик. – С точки зрения обывателя – да, это – просто розетка. Но, если мы говорим о качественном сервисе, то клиент, помимо всего прочего, должен зарядиться быстро, а расплатиться в удобной для себя форме. Не стоит забывать, что станция должна обслуживаться и постоянно быть в работе. Поэтому комплекс сам по себе представлен помимо зарядных устройств, в первую очередь программным обеспечением – это биллинг, система управления, обслуживания. И, конечно, сервисной службой, которая будет поддерживать в рабочем состоянии все элементы этой сети. И надо понимать, станция медленной зарядки Mode 3 (заправка идет 4-12 часов) – это может и не большие затраты, но когда мы говорим о «быстрой» модели Mode 4 (зарядка за 15-30 минут) – это совсем другие вложения. А учитывая, что постепенно будет увеличиваться и пробег электромобилей, т. е. емкость аккумуляторов, возрастут и мощности зарядных станций, и, соответственно, их стоимость. Для сравнения АЗС потребляет в среднем ориентировочно 30-50 кВт. Современная зарядная станция – 150 кВт, предполагается, что эта цифра дойдет до 300 кВт. А это довольно серьезные вложения в инфраструктуру электрообеспечения, и говорить о дешевизне на этом этапе не приходится».

Да, на белорусский автомобильный рынок электрокары въезжают пока неспешно, если не сказать – осторожно. Сдерживающий фактор – возможность пробега таких авто на одной зарядке. Средний        пробег у большинства моделей не превышает 150 – 200 км. Для ежедневных поездок по городу этого вполне достаточно. Выездам же за черту мегаполиса препятствует другой фактор – дефицит зарядных станций.

«Получается замкнутый круг, – характеризует ситуацию Андрей Котик. – Нет зарядных станций – нет электромобилей, нет электромобилей – нет зарядных станций. И кто-то должен этот круг разорвать. И кому как не государственному предприятию на первом этапе в рамках социального проекта устанавливать элементы данной инфраструктуры, чтобы наши потенциальные клиенты понимали, что покупая электромобиль, они могут беспрепятственно обеспечить его зарядку и нормальную эксплуатацию. С этой целью мы готовы выступить национальным оператором. И буквально к 2030 году вся страна будет покрыта электрозарядной сетью – 1 140 зарядных станций. На начальном этапе сумма инвестиций составляет более 50 млн долларов США».

В общественных местах – на работе

Такой принцип размещения электрозаправок взяла за основу «Белоруснефть». Компания планирует установить 1 140 зарядных станции:
— 1 060 – вблизи вокзалов, крупных спортивных комплексов, торговых центров, на стоянках такси, парковках;
— 80 – на автомагистралях различного уровня – в комплексе существующих фирменных АЗС.

Итак, компания, планирует установить 1 140 зарядных станции. Из них 1 060 – в городах: вблизи вокзалов, крупных спортивных комплексов и торговых центров, на стоянках такси, парковках. Словом, разместят станции по принципу «в общественных местах – на работе». Еще 80 установят на автомагистралях различного уровня – в комплексе существующих АЗС «Белоруснефти». Расстояние между заправками этой белорусской компании составляет 50 км, а это как раз тот интервал, который позволит беспрепятственно передвигаться электротранспорту по трассам.
Все, что остается владельцу электромобиля – это подключить свой электромобиль и нажать кнопку старт.

Где в Беларуси уже можно зарядить электромобиль

 

Область Типзарядки № АЗС Адрес
Брестская Mode 4 АЗС № 6 г. Брест,

ш. Варшавское, 3

АЗС № 29 Барановичский р-н,

М-1, 226 км, 3

Витебская Mode 4 МАЗС № 52 Оршанский р-н,

п. Высокое

Гомельская Mode 3 АЗС № 18 г. Гомель,

ул. Героев подпольщиков, 20

АЗС № 39 г. Гомель,

ул. Косарева, 20

Mode 4 АЗС № 20 г. Гомель,

ул. Хатаевича, 40

АЗС № 59 Гомельский р-н,

М-5, 285-й км, 2

Гродненская Mode 4 АЗС № 81 Ошмянский р-н,

М-7, 127-й км, 4

АЗС № 84 Гродненский р-н,

М-6, 291-й км, 1

Минская Mode 4 МАЗС № 38 Воложинский р-н,

М-6, 57-й км, 1

АЗС № 76 Крупский р-н,

М-1, 494-й км,76

АЗС № 49 Слуцкий р-н,

Р-23, 109-й км, 1

АЗС № 28 Минский р-н,

район д. Углы

Минск Mode 3 Автостоянка г. Минск,

ул. Лещинского, 4А

Mode 4 АЗС № 23 г. Минск,

пр-т Победителей, 143

АЗС № 27 г. Минск,

ул. Сырокомли, 9

АЗС № 7 г. Минск,

пр-т Независимости, 152

Могилевская Mode 4 АЗС № 29 Бобруйский р-н,

М-5, 131-й км, 2

Для справки:

  • Mode 3 – станция медленной зарядки (заправка идет 4-12 часов)
  • Mode 4 – станция быстрой зарядки (зарядка за 15-30 минут)

 

0
406
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также