МНЕНИЕ

Еще 166 электрозарядных станций

Автор: Максим СУСАРЕНКО / фото Дмитрий САПОВ/ NEFT.by
0
1313
29.01.2019

Хайп или объективная реальность? Мнение специалиста

Все чаще и чаще в белорусских СМИ, в том числе в выступлениях главы государства, звучат призывы о развитии электромобильного транспорта в нашей стране. Почему эта тема так активно обсуждается, что такое электромобиль, как развивается этот вид транспорта и зарядная инфраструктура в мире и Беларуси? Ответы – в обзоре  Максима Сусаренко, инженера группы перспективного развития новых энергетических технологий компании «Белоруснефть».

Мировые тенденции

Транспортная отрасль переживает радикальные изменения. И трансформация касается, как раз, электромобильного направления. По прогнозам аналитических агентств к 2025 году в мире произойдет окончательный поворот в сторону электромобилестроения, а доля рынка новых электрических машин составит около 30 %.

Такие выводы подтверждают, например, стратегии развития крупнейших автопроизводителей – Volvo, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Ford. Эти компании планируют электрифицировать свои модельные ряды. Есть и другие аргументы в пользу прогнозов. Среди них – ужесточение национальных законодательств, которые стимулируют развитие электромобильного транспорта, а также совершенствование сопутствующих технологий.

Все идет к тому, что однажды мы попадем в совершенно другой мир.

Что ждет Беларусь?

Катализатором развития электромобильного транспорта во всем мире является государство. Через применение различных стимулирующих мер. Речь идет об установлении нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на электромобили и НДС для физических и юридических лиц, а также о предоставлении различных бонусов. Имеются ввиду льготные кредиты (под 1–2 %) и налогообложение, субсидии на приобретение электрокаров, бесплатные парковки. Этот ряд можно еще продолжать. В разных странах – разные преференции.

Желание руководства страны двигаться в данном направлении, нашло отражение в недавно принятом Указе Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей». В нем закреплено, что владельцы электромобильного транспорта освобождены от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В Беларуси насчитывается около 200 электромобилей. Если предположить, что в стране сведут к нулю совокупный таможенный платеж на ввоз электромобильного транспорта, то вероятен «бум электромобилей», как это произошло  в Украине. Всего за год.

По данным маркетинговых агентств, в соседней стране после принятых в начале 2018 года мер по освобождению от уплаты НДС и акциза, количество зарегистрированных электромобилей возросло в два раза по сравнению с 2017 годом. В 2018-м в Украине зарегистрировали 5908 машин на электротяге. А общее количество таких авто теперь составляет около 19 тысяч единиц.

Для примера возьмем самый «популярный» электромобиль – Nissan Leaf, но второго поколения. Он обеспечивает пробег в районе 220–250 километров на одном заряде аккумуляторной батареи. Модель начала 2018 года на американских аукционах можно приобрести за 14–17 тысяч долларов США. Но белорусу, желающему ездить на электромобиле, к этой цене необходимо добавить порядка 38 % от стоимости покупки. Дороговато. Правда, если отменят таможенные платежи, цены электромобиля и бензиновых «одноклассников», представленных на рынке, сравняются. А вот удовольствие, динамика и ощущения от езды не будут идти ни в какое сравнение.

Собственное производство

Что касается отечественных электромобилей, то речь может идти только об их сборке. По данным Минпрома Республики Беларусь до 2022 года на внутренний рынок планируется поставить единственный китайский электромобиль отечественной сборки – Zotye е200, с пробегом около 200 километров. Его ориентировочная стоимость 43 тысячи белорусских рублей. Учитывая покупательскую способность населения и форм-фактор автомобиля – достаточно существенно. При этом стоимость Zotye е200, указанная на официальном сайте в «поднебесной», составляет порядка 70 тысяч юаней или… 23 тысячи белорусских рублей. Правда, это цена с учетом внутренних китайских субсидий.

Другие белорусские производители в ближайшее время выпуск электромобилей не планируют. По крайней мере, в открытых источниках такой информации нет.

Развитие зарядной инфраструктуры

В 2018 году сеть электрозарядных станций «Белоруснефти» увеличилась на  69. Общее количество ЭЗС компании теперь составляет 84. В 2019 году планируется установить еще 166 таких станций.

Кстати, это больше чем в Эстонии, которая считается одним из лидеров и первопроходцев в создании зарядной инфраструктуры.

То есть, купив электромобиль сегодня, для белорусов его зарядка не окажется проблемой. Причем это касается жителей и столицы, и областных центров. Подпитать электрическую машину можно будет возле торговых центров, спортивных объектов, на АЗС.

Учитывая мировой тренд по увеличению дальности пробега электромобилей на одном заряде,
компания «Белоруснефть» намеревается, начиная с 2022 года, установить 20 супербыстрых зарядных комплексов (или 100 ЭЗС). Суммарная мощность каждого из них составит от 2 МВт, а установленная мощность одной станции  – 475 кВт.

Как быстро аккумуляторные батареи теряют свою емкость

Крупнейшие автопроизводители гарантируют, что аккумуляторные батареи сохраняют от 70 до 90 % первоначальной мощности (емкости) даже после 200 000 или 300 000 километров пробега. А это, кстати, эквивалентно 10–11 годам эксплуатации.

Запас хода

Сейчас аккумуляторы в электрокарах меняются очень быстро. К примеру, если Nissan Leaf, BMW i3 Ford Focus Electric изначально предлагали реальный запас хода около 130–160 километров, то при обновлении этих моделей он увеличился до 200–250 километров. А к 2024 году запас хода в среднем составит около 350–400 километров.

Скорость зарядки электромобиля

Скорость зарядки зависит от пропускной способности зарядного устройства и от типа используемой зарядной станции.

Электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый.

Самый простой и доступный тип зарядки электромобиля — это подключение к стандартной бытовой розетке. При таком способе понадобится 7–12 часов. Скорость зачастую ограничена мощностью обычной сети, которая составляет 2–3,5 кВт (Mode 1/2).

Второй тип — это ускоренная зарядка (AC). Электромобиль подключают к более мощному источнику энергии: до 7.4 кВт, если речь идет об однофазном и до 22 кВт (Mode 3) при 3-м фазном подключении переменного тока.

Примером может служить один из самых популярных электромобилей в мире – Nissan Leaf. Его АКБ емкостью 24 кВт через зарядное устройство мощностью 6,6 кВт можно зарядить за 4 часа.

Третий тип — быстрая зарядка постоянным током (DC) (Mode 4), мощностью 50–150 кВт, со способностью зарядить АКБ до 80 % емкости за 15 минут. Для зарядки постоянным током, электромобиль должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта. Он отличается от портов медленной и ускоренной зарядки.

Кстати, в нашей стране единичные электромобили могут заряжаться мощностью в 100 и более кВт. Электромобили компании Tesla, могут делать это только на специальных станция Tesla – Supercharger, используя «тесловский» разъем. В целом, Supercharger – это обычная станция быстрой зарядки, мощность около 120 кВт. И предназначена она исключительно для электромобилей марки Tesla. К тому же, установкой таких станций компания занимается самостоятельно. Через универсальный стандарт быстрой зарядки CHAdeMO, эти электромобили могут принимать не более 50–60 кВт, используя специальный переходник.

Электромобили массового сегмента, у которых есть разъем для быстрой зарядки, могут принимать максимальную мощность в 50–60 кВт. Не более. Мощность быстрых зарядных станций, которые устанавливает «Белоруснефть», составляет 50–150 кВт. То есть, на каких-то объектах работают ЭЗС в 50 кВт, на каких-то – в 100 или 150. Последние компания начнет монтировать в этом году.

Например, у компании Fastned (оператор сети зарядных станций в Европе) или в той же Эстонии, Словакии или Финляндии стоят быстрые зарядные станции мощностью в 50 кВт, редко 100–150 кВт.

Надо понимать, что в нашей стране зарядная инфраструктура, учитывая покупательскую способность населения, в первую очередь нацелена на массовый сегмент и универсальность, то есть, позволяет заряжать любой электромобиль.

Сколько будет стоить зарядить электромобиль?

Все хотят много станций, на которых можно заряжаться дешево и быстро. И это понятно. Но в реальности зарядка электромобиля – это совокупность множества элементов, действий и оборудования.

Государство продает электроэнергию для ЭЗС по тарифу, определенному МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). Он составляет 0,15693 белорусских рублей (без НДС) за 1 кВт*ч.

Вроде неплохо, но попытка зарядиться по такой цене обречена на неудачу. Во-первых, это тариф не для владельцев электромобилей, а для юридических лиц, которые оказывают услуги по зарядке. То есть, стоимость закупки электроэнергии у государства.

Кстати, заниматься предоставлением такой услуги может юридическое лицо как частной, так и государственной формы собственности. Любая компания или индивидуальный предприниматель имеет право поставить свою зарядную станцию где угодно. Например, рядом со станциями «Белоруснефти» и оказывать услугу по собственной цене. Это и есть тот самый рынок, о котором мы так давно мечтали.

Во-вторых, тот, кто занимается предоставлением услуги, получит, помимо тарифа,  только точку подключения в сетях Минэнерго. А это подстанция или даже просто кабель, от которого в удобное для зарядки электромобиля место необходимо проложить сети (построить, реконструировать электросетевое оборудование и т.д.). И затем самое главное – установить зарядную станцию. Любым другим способом электроэнергия вряд ли попадет в электромобиль.

Конечно, кто-то может заряжаться и дома. Но мы говорим о национальной сети зарядных станций, где можно пополнить аккумулятор быстро, безопасно, без лишних усилий, в наиболее удобном для водителей месте: в торговых и бизнес-центрах, на спортивных объектах, трассах и т. д.

К примеру, итоговая стоимость одной быстрой зарядной станции, номинальной мощностью 100 кВт, с подключением и установкой стоит около 50 тысяч долларов США. Бывает и дороже. Все зависит от состояния энергосетей.

«Белоруснефть» устанавливает ЭЗС по всей территории страны. И, если в Минске в ближайшее время возможна загрузка станции на 20–30 %, то на трассах и в областных центрах, говорить об этом, к сожалению, пока не приходится.

«Белоруснефть» с 2014 года предоставляет услугу по зарядке электромобильного транспорта на безвозмездной основе.

Во 2 квартале 2019 года планируется сделать услугу платной. Стоимость будет составлять в пределах 0,3 белорусских рубля за 1 кВт*ч. При таком тарифе стоимость 100 километров пути, при расходе в 18 кВт, составит около 5 рублей 40 копеек.  Это почти в 2,3 раза дешевле, чем стоимость пробега аналогичного расстояния на автомобиле с ДВС. При среднем расходе в 8 литров на 100 километров получается 12 рублей 20 копеек.

Для сравнения, в соседних странах стоимость заряда следующая (цены указаны в долларах США):

Утилизация аккумуляторных батарей

Электромобильные батареи больше «непригодные» для питания, по-прежнему предлагают около 70 % своей емкости. Подобный остаточный ресурс, открывает возможности для их повторного использования.

Например, компании Nissan, BMW, Renault реализует проекты в энергетике, создавая системы накопления с помощью отслуживших свой срок аккумуляторных батарей электромобилей. Кроме этого батареи могут перерабатывать путем плавки, или из них можно добыть редкие, но крайне важные металлы, например, кобальт.

Однако утилизация батарей, как правило, не приносит выгоды. Поэтому повторное их использование – это более прагматичный вариант, который может даже приносить определенную прибыль или социальную пользу.

0
1313
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Ставьте лайки, комментируйте.

Комментарии отключены.

Читайте также